work-Хорошевская гимназия, Москва, ул. Народного ополчения 9а
Хорошевская гимназия, Москва, ул. Народного ополчения 9а
Номер в каталоге
65
Участвовал в
Рейтинг 2018
Раздел
Постройки
Номинация
здания общественного назначения
Награды
  • GPrix
  • Lider
  • EX III
  • ha I
Город постройки
Москва

Описание

Участок под строительство небольшой - 1,1 га, расположен в жилом квартале. Проектирование и строительство гимназии реализовано в рамках комплексной реконструкции данного квартала. Ограничения, связанные с участком, повлияли на объемные решения здания школы – оно компактное и довольно высокое. Четыре этажа – это максимально разрешенная высота для школьных зданий в России.

Здание школы предусмотрено для учеников с 5-11 классы.

Архитектура гимназии создавалась с учетом прогрессивных тенденций в  образовательной системе. Общественные пространства в этой школе играют более значимую роль, чем классы. Они образуют каркас, на который собираются остальные функциональные блоки. Коридоры и рекреации намеренно увеличены и занимают бóльшую часть здания, так как именно они создают дружелюбную среду для коммуникации и отдыха. Цокольный этаж задействован для размещения административных помещений, естественный свет в которые проникает через широкие приямки. Это позволяет использовать большинство наземных помещений для работы с детьми. 

 В планировочной структуре школы заложена линейка разномасштабных помещений от маленьких, рассчитанных на группы по 5 человек, до лекционных аудиторий на 50 человек. Гибкость масштаба обеспечивают трансформируемые перегородки. Основные учебные помещения ориентированы строго на восточную и южную стороны горизонта. Особой гордостью школы станут полигоны для робототехники, 3д моделирования и цифрового производства, а также физико-химические лаборатории. В здании предусмотрен обширный спортивный блок – бассейн, зал борьбы, большой спортивный зал, танцевальный зал и тренажерный зал.

«Сердце» здания – открытое атриумное пространство высотой в четыре этажа, которое дает естественное освещение рекреациям, а также помогает поддерживать дисциплину – здание становится прозрачным по всей высоте, без тупиков и глухих углов. В атриуме запроектированы три лестницы длиной 12 м,  которые как будто парят в воздухе. Для того чтобы сохранить эту идею, был использован инновационный французский материал Ductal  -  ультравысокопрочный бетон, который отличается высокими показателями прочности, пластичности, долговечности и экологической эффективности.

Фасады здания гимназии целиком подчинены взаимодействию стеклянных и бетонных поверхностей. Фасадные панели изготовлены из современного материала – стеклофибробетона двух типов текстур: травертин и дерево.

Экологичность проекта

Представленный проект создавался в тесном взаимодействии с командой педагогов и психологов. Учитывая мировые тенденции в образовании, школа задумывалась как модель идеальной среды для формирования человека будущего. Поэтому, это не просто архитектурный проект здания, а проект новой образовательной системы, обучающей детей навыкам XXI века.

Задача школы будущего – воспитание гармоничной личности. Образование будущего не может быть представлено только академическими знаниями и спортивной культурой, как это принято сейчас. Всестороннее  воспитание новой личности закладывается путем развития трех основных качеств человека: IQ - интеллектуальных знаний, EQ –эмоционального интеллекта , VQ – жизненной энергии . Необходимо учить детей эмпатии, эмоциональной осознанности, повышающей качество жизни.  Проблемы современного общества – потеря индивидуальности, психологические срывы, внутренняя пустота и одиночество в толпе, это следствие отсутствия эмоционального образования и низкого коэффициента жизненной энергии. При увеличении образовательной нагрузки школьникам необходимо привить умение управления жизненной энергией. Таким образом, работа с VQ закладывает основы лидерства и способность управления энергией, как своей, так и энергией окружающих.

Здание школы запроектировано и построено также с учетом современных тенденций в строительстве. Например, система вентиляции с переменным расходом воздуха (VAV) позволяет снизить потребление электроэнергии. Вентиляция имеет двухступенчатую очистку воздуха с применением пластинчатого рекуператора с защитой от замораживания. Также в составе витражей предусмотрено естественное проветривание учебных помещений -  щелевые клапаны, которые максимально безопасны для детей.

Отличительной особенностью гимназии стали живые деревья, которые растут в многосветном пространстве атриума, и создают особый микроклимат.  

Все отделочные и строительные материалы соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и имеют соответствующие сертификаты, а также сертификаты экологической безопасности.

Здание гимназии стало ядром спортивно-образовательного кластера квартала, в который вошли уже существующий детский сад, детская художественная школа и школа-интернат с углубленным изучением китайского языка. Озелененная среда образовательного кластера обеспечивает благоприятные условия в квартале. Спортивные сооружения на учебных территориях, а также музыкальный и спортивный блоки гимназии доступны для внеклассных занятий детей жителей квартала.