work-Башня

Описание

Озеро Ипкуль и его побережье - это исторически важное место, целая цепь археологических памятников, датированных от неолита до наших дней. В этой территории заложен большой потенциал, который позволяет по-новому рассказать людям об истории этих мест. Народы, жившие в широтах Урала и Западной Сибири обладали невероятной стойкостью духа и глубокими познаниями природы. Коренные народы развивали и поддерживали необходимые процессы жизнедеятельности, благодаря полноценному взаимодействию с природой. Наш объект призван обратить внимание людей на то, что их окружает, и рассказать историю тех, кто жил здесь раньше.

Одним из самых интересных, значимых и уникальных сооружений, когда-либо располагавшихся на этой территории, наша команда посчитала святилище Велижаны, которое относится к периоду энеолита. Это особый тип памятников, называемый археологами вудхендж, самый ближайший родственник Стоунхенджа. Таких объектов только на территории Зауралья известно пока в количестве трех.

Энеолитическое святилище Велижаны являлось крупным календарным сооружением, служившим местом ритуальных действий разных культур и использовавшимся для наблюдения за астрономическими явлениями путем визирного взгляда через определенные столбы. Здесь фиксировалось положение светил в течение года, определялось время в течение суток, смена сезонов.

Так, основным аналогом для нашего сооружения стало святилище Велижаны. Проанализировав формы и функции, характерные для святилища, мы постарались переработать и интерпретировать их в современной форме. Элементами пространства для святилища Велижаны являются концентрические круги, крест, образованный направлениями север-юг и запад-восток, проходы, столбы, ямы, ритуальные сооружения. Эти компоненты и составляют картину мира и конструируют образ пространства. Пространственно-временное значение имеют и двенадцатилучевые фигуры в круге святилища и на посуде. Число 12 состоит из 8 лунно-солнечных ориентиров и 4-х направлений на стороны света, оно завершает годовой круг.

Так, для плана была выбрана форма круга – образа цикличности и постоянного повтора, которая также использовалась в большинстве древних построек региона. После, круг был разделен на 12 секторов.

Для строителей Велижаны юг ассоциировался с низом, подземным миром. Вода воспринималась как первозданная стихия. А исходя из принципа бинарных оппозиций,
можно заключить, что север был более сакральным. В проектируемом объекте удалось отразить принцип ориентации на север и юг, благодаря его расположению, где озеро
Ипкуль находится строго на юге, а лес, соответственно на севере. Также, исходя из этого принципа, объект «возрастает» по направлению к северу (вход расположен там
же). Благодаря этому удалось органично вписать объект в окружающую среду. По направлению из леса объем контрастирует с гладью воды, так как обшивка выполнена
из темного дерева, а по направлению от озера он гармонирует с лесом на фоне.

Астрономическая функция святилища Велижаны являлась одной из основополагающих. Поэтому наблюдение за звездами является главным предназначением проектируемого нами объекта. В качестве ориентира выбрана Полярная звезда. Для того, чтобы зафиксировать направление по ней, ось внутреннего конуса повернута на 57 градусов относительно плоскости земли. Сооружение, благодаря этой функции, можно считать необычным, ведь для наибольшего понимания его главного предназначения и связи с святилищем Велижаны основное взаимодействие с ним будет происходить ночью. В течение дня объект приобретает иные функции: из-за зазоров между обшивкой из досок и дополнительным отверстиям в виде ромбов внутри объема будет видна игра “солнечных зайчиков”, света и тени.

Конструкции оказались внутри объекта, чтобы сохранить восприятие целостного объема снаружи. Когда же вы попадаете внутрь, то видите небольшие зазоры, лучи
света и светлые конструкции, окруженные обшивкой из темного дерева. Это сделано, чтобы человек, попадая внутрь, ощутил чувство уединения и, может быть, даже
одиночества. Чтобы он смог сконцентрироваться на главном - на звездах, которые были сотни лет назад и которые есть до сих пор.

Основным материалом нами было выбрано дерево, протонированное в разные оттенки, создающее впечатление состаренной древесисны и отсылающее нас к древним
постройкам. В основе каркаса лежат бруски с сечением 50х50 мм, доски 50х150 и 50х100 мм. Обшивка выполнена из досок 25х150 и 25х100 мм. Фундамент свайный.
Через проектируемый объект мы пытались подтолкнуть человека к трансформации представлений об окружающем мире через понимание прошлого, осмысления
богатства природы и истории края. В современном мире у человека мало возможностей побыть одному и подумать о том, что было до него и будет после него, однако без этого понимания невозможно существовать в настоящем. Если нам нужно вернуться на лоно дикой природы, то кто как ни звезды укажут нам путь?