work-Цикл статей "Роль дизайна в создании образовательной среды"
Цикл статей "Роль дизайна в создании образовательной среды"
Номер в каталоге
15
Участвовал в
Рейтинг 2021
Раздел
Архитектурная наука, педагогика, публицистика, просвещение
Номинация
Научная деятельность
Авторский коллектив

Описание

Скачать сборник статей

Цикл статей: 1.Теория и практика проектирования и строительства детских дошкольных учреждений в Кузбассе. 2. Разработка концепции оформления детских садов для создания образовательной среды (тезисы доклада). 3. Роль дизайна интерьеров в создании современной образовательной среды детских дошкольных учреждений.

В настоящее время в Кузбассе актуальным является как строительство новых детских дошкольных учреждений, так и реконструкция существующих объектов. Процесс реновации идет очень активно, современные требования к организации образовательных процессов и комфортности среды показывает необходимость разработки новых подходов к реализации. Специалисты ГБУ ПИ «Кузбасспроект» разработали концепцию оформления детских садов для Кемеровской области.

Цель – разработка принципов оформления детских дошкольных учреждений для создания новой образовательной среды, формирующей интерес к изучению истории, культуры и традиций Кузбасса, воспитывающей гражданскую позицию и патриотизм.

Задачи:

  • создание узнаваемого стиля в оформлении интерьеров и облика детских дошкольных учреждений;
  • поддержка бренда «Кузбасс» (оформление помещений и площадок по темам, связанным с достопримечательностями и особенностями региона);
  • формирование интереса к краеведению посредством создания новой образовательной среды;
  • патриотическое воспитание;
  • разработка образцов и референсов для повторного применения.

Ребёнок проводит в детском саду значительную часть времени, соответственно, его облик, предметно-пространственная среда, в которой он находится, оказывает влияет на развитие его умственных способностей, формирование эмоционального восприятие, социальную адаптацию и т.д. Организация пространства должна повышать творческую активность детей, способствовать социальному взаимодействию друг с другом, педагогами и родителями, стимулировать познавательную активность.

Интерьеры детского сада должны стать участниками образовательного процесса. С этой целью используются изображения забавных персонажей, обучающие элементы (буквы, цифры, декоративные панно и т.п.), магнитные поверхности для размещения учебных пособий и экспозиции детских работ, маркерные и грифельные доски. Поверхности с меловым и магнитно-маркерным покрытием пользуются у дошкольников особенной популярностью. Они превращают пространство группового помещения в инструмент для творческого развития, побуждают ребенка к проявлению инициативы, стимулируют активность и самостоятельность, т.к. рисование становится доступным в течение всего дня [1].

Создание интересных, информационно наполненных интерьеров развивает интерес к изучению истории, культуры и традиций своего региона. Изучение краеведения способствует развитию личности ребёнка. Краеведение в форме игры способствует решению актуальных педагогических задач формирования нравственных понятий (малая родина, семья, народ), развитию навыков общения, включению каждого ребёнка в коллективную творческую деятельность, саморазвитию и самореализации.

Применение технологии продуктивного обучения помогает детям осваивать практические навыки (роспись, лепка, моделирование из природных материалов и т.п.) и создавать тематические проекты. Краеведение – это средство гармоничного развития личности, культуры и духовного мира, воспитания гражданской позиции. Организация гармоничного образовательного пространства возможна при создании комплексного решения дизайна детского сада. Принципы, учитывающие современные социально-экономические условия, динамику образовательного процесса и значимость влияния окружающей обстановки на подрастающее поколение: открытость, просторность, мобильность, креативность пространств.

Обеспечение открытости пространства предполагает организацию свободного и полного доступа ко всему оборудованию игровой комнаты, помещений для занятий, сенсорным комнатам и т.п. С другой стороны, важно обеспечить детям возможность создать некое личное пространство.

Мобильность подразумевает вариативность организации внутреннего пространства, возможность изменять и трансформировать его в соответствии с играми, занятиями или другими нуждами.

Креативность – создание особенного, интересного для ребенка пространства, в котором он захотел бы находиться, которое он захотел бы исследовать [2].

Опираясь на эти принципы создаются условия для комфортного пребывания детей в школе, что способствует значительному увеличению показателей эффективности образовательного и воспитательного процессов.

Необходимым условием правильной организации интерьера является уверенность и спокойствие ребенка, находящегося в образовательном пространстве. Обеспечивать такие условия должно цветовое решение интерьера, подчеркивающее функциональную организацию пространства, учитывающее особенности возраста и визуального восприятия детей.

Цветовое решение предполагается с учетом функционального назначения помещений и психоэмоционального воздействия цвета для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, не теряясь в обилии ярких красок. Чтобы пространство не выглядело скучным и однообразным, расставляются визуальные акценты. Рекомендуется использование имитации натуральных фактур и цветов (дерева, зелени, воды и т.п.). Иллюстрации могут быть нанесены при помощи краски и трафаретов, художником-профессионалом, напечатаны на стеклохолсте либо на самоклеющейся пленке и помещены на стену. Такой декоративный прием вызовет интерес у детей (они будут разглядывать и исследовать яркие изображения), может использоваться в занятиях. Полученное пространство должно выглядеть целостно, без разрозненности в деталях и лишних членений, элементы логично связаны между собой перетекающими линиям и цветами [3].

Специалисты «Кузбасспроекта» разработали варианты тем, которые можно использовать в оформлении интерьеров детских садов (а также учреждений дополнительного образования и начальной школы): путешествие по Кузбассу (или 7 чудес Кузбасса); природа Кузбасса (животный и растительный мир, горы, реки); Томская писаница (древний мир, петроглифы); Кузнецкая крепость (история освоения Сибири); Тюльберский городок; резное кружево (деревянное зодчество), Кузбасс космический; профессии Кузбасса; хоккей с мячом – бенди; Кузбасс – родина динозавров, Кемеровская роспись; берестяная сказка; Кузнецкая матрешка; горнолыжный спорт, Кузбасс – родина чемпионов (волейбол, бенди); загадка Кузнецкого края – йети; центр традиционных ремесел и т.д. Использовать перечисленные темы можно не только в интерьерах, но и в организации и благоустройстве уличных игровых площадок.

Основная задача организации и оформления интерьера – познакомить детей с уникальных и наиболее значимыми историческими, культурными и природными объектами, расположенными на территории нашей области, прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своего региона. Идея оформления – выявление отличительных черт Кузбасса. Для этого в оформлении может быть использована стилизованная карта Кемеровской области с обозначением основных достопримечательностей или места, в котором расположен детский сад. В интерьерах возможно дополнительно разместить схематическую стилизованную карту мира или района, в котором располагается детский сад, с указанием главных узловых точек инфраструктуры и местных достопримечательностей. Для детского сада в Новоильинском районе г. Новокузнецк были разработаны панно с изображением знаковых мест города, узнаваемых и знакомых каждому объектов, предметов гордости горожан. В групповых помещениях для детей старшего дошкольного возраста изображения могут сопровождаться крупными надписями для стимуляции познавательной активности, получения новых знаний, навыков чтения и письма, изучения и исследования родного края.

В рамках образовательного процесса и для обучающих игр рекомендуется использовать интерактивные настенные панели из МДФ с антибактериальными свойствами, покрытые безвредными красками на водной основе. В качестве демонстрационных стендов для рисунков, фотографий или обучающих материалов предлагается использовать мобильные конструкции. Стенд может служить перегородкой для временного разделения пространства в процессе игр или ширмой для организации театральных представлений. Кроме того, для размещения учебных пособий или детских работ можно использовать войлочные поверхности (например, в виде облаков, деревьев или домиков) [4].

При воплощении исторической темы освоения Сибири предполагается использовать МАФ из природных материалов – бревен, брусьев и т.п., имитирующие крепости. В декоре интерьеров можно использовать карты, изображения крепости, реечный декор (например, Himmel – металлические рейки с покрытием под дерево), декор из канатов и т.п.

Оформление помещения может быть посвящено Томской писанице – скалам с петроглифами. Памятник наскального искусства Томская писаница по праву считается достоянием и гордостью не только Сибири, но и всей России. На скальном массиве насчитывается около 300 изображений. На занятиях дети могут создавать декор для группы своими руками. Например, расписать небольшие камешки собственными «петроглифами». Этими камешками предлагается наполнить небольшой поддон и использовать их для лечебной ходьбы – массажа ног в групповом помещении или в сенсорной комнате. Таким образом дети вовлекаются и в познавательный, и в обучающий процессы, участвуют в создании уюта и особой атмосферы в детском саду, формируют бережное отношение к истории и природе родного края.

В интерьерах помещений могут использоваться мотивы и орнаменты, характерные для деревянного зодчества. Таким образом дети в игровой форме знакомятся с традиционными приемами обработки дерева, учатся понимать и ценить красоту традиционной сибирской архитектуры. Это способствует формированию бережного отношения к историко-культурному и историческому наследию. Предлагается использование декоративных рам, похожих на традиционные наличники, для объявлений, экспозиции детского и т.п. Стилизованные изображения деревянных домиков могут служить для размещения меню или графика дежурств. Игровой домик может быть установлен на участке или в группе. Визуально «поддержать» тему деревянного зодчества можно за счет применения в отделке материалов, имитирующих дерево – деревянных или металлических, декорированных под деревянные, реек, меловых поверхностей, пробковых панно.

Применение в декоре помещений мотивов местной кемеровской росписи стимулирует развитие художественного вкуса, творческих способностей и практических навыков в рисовании. Характерная особенность кемеровской росписи – отсутствие стереотипов, свободная интерпретация классических канонов росписи. Знакомство с кемеровской росписью позволит детям развить свои фантазию и мастерство. Возможно оформление помещений в духе старинной горницы или палат. Раппорты расписного рисунка могут применяться в разных помещениях, в т.ч. коммуникационных.

Декор помещения для маленьких детей должен быть достаточно простым и понятным. Использование Кузнецкой матрешки подходит для этого как нельзя лучше. Матрешка – традиционная русская игрушка, добрая и интересная. Знакомство с ней может быть в самом маленьком возрасте. На примере этой традиционной           русской игрушки удобно в игровой форме знакомить детей с понятиями «большой-маленький», «больше-меньше» и т.д.  Искусство создания кузнецкой матрешки постепенно утрачивается, поэтому особенно важно познакомить детей с этим видом народных промыслов, а, возможно, в дальнейшем и возродить его. Сюжетные изображения матрешек могут быть использованы в разных помещениях: игровых комнатах, изостудии, коммуникационных помещениях и т.п. Общую идею оформления интерьера можно поддержать за счет оборудования пространства специальной мебелью. Например, «столами-матрёшками». Столы «штабелируются» или задвигаются друг под друга, легко перемещаются по комнате, универсальны в использовании.

История о снежном человеке – йети – хорошо знакома во всём мире. История о мифическом существе активно продвигается и развивается в Кузбассе, что способствует значительному притоку туристов в регион. Эта забавная легенда поможет детям узнать и полюбить родную природу, будет стимулировать двигательную и познавательную активность. Благоустройство игровых площадок или физкультурного зала может включать полосу препятствий для активных игр, брусья, бревна, веревочные элементы. Шуточный образ йети можно использовать в качестве главного героя в изображениях на стенах. Для групповых помещений может быть использована тема похода, исследования природы Кузбасса, поиска загадок родного края.

Для оформления помещений для детей старшего дошкольного возраста, помещений дополнительного образования, студии инженерно-технического творчества актуальной становится тема «профессии Кузбасса». В рамках этой тематики в оформлении помещений предлагается использовать изображения профессий, специализированной техники или процессов. Оформление стен и игровое оборудование помогут детям познакомиться с важными и нужными профессиями. Для оформления пространств коридоров детского сада в г. Юрга были разработаны панно на зеркальной пленке с изображением разных профессий. Веселые изображения вызовут у ребенка интерес, а зеркальная пленка на месте лица позволит «примерить» на себя разные профессиональные образы. Декоративные панно, маркерные и меловые доски, надписи, мебель, оборудование, вписанные в игровое пространство и тематическое оформление групповых помещений, помогут детям получить знания о профессиях в процессе игры. Главная профессиональная специфика Кузбасса – угольная отрасль – может выражаться во включении в структуру игровых площадок стилизованных машин и техники с двигающимися элементами (ковшом, поворачивающейся кабиной и т.п., организацию искусственного рельефа для игр («Угольный разрез»). Подобные площадки уже реализованы на территории области и пользуются большим успехом у детей разного возраста. Игровая комната или студия инженерно-технического творчества могут стать настоящим полигоном, на которым дети попробуют себя в разных видах деятельности и приобретут полезные навыки.

Всестороннее развитие детей и молодежи, формирование здорового образа жизни и приверженности спорту – один из приоритетов современного воспитания. Поэтому тема спорта и спортивных достижений является актуальной. Горнолыжные курорты Кузбасса – гордость нашего края. Визуальный ряд, разработанный для оформления интерьеров детского сада, призван познакомить детей с зимними видами спорта, вызвать интерес и желание ими заниматься. В декоре могут использоваться «пояса» по всему периметру помещений с символами-иконками с изображением различных видов спорта. Акцентные элементы – изображения видов спорта, в которых кузбассовцы достигли особых вершин, например, бенди или волейбол. Для создания в детском саду веселой атмосферы спортивных игр используются рисунки покрытия в тематике спортивной игры и с использованием соответствующей символики. В качестве напольных покрытий используется линолеум разных цветов, наливной эпоксидный пол или ковровое покрытие с принтом. Для детских садов в г. Полысаево и пос. Елань были разработаны ковровые покрытия, имитирующие разметку поля для бенди, волейбольной, баскетбольной и др. площадок. В изображениях на стенах помещений предлагается использовать не только изображения людей, но и шутливые образы животных или сказочных существ, занимающихся спортом. На уличной игровой площадке деревянные конструкции создают «рельеф», имитирующий горнолыжные склоны, санные трассы и т.п.

Космическая тематика обладает значительным потенциалом для создания интересного, эмоционально и информационно насыщенного интерьера, соответствует основной идее знакомства детей со значимыми событиями в истории Кузбасса. Основная идея оформления интерьера детского сада в г. Прокопьевск – знакомство детей с устройством вселенной, с основными закономерностями и интересными фактами. Учитывая особенности детского возраста при разработке дизайн-проекта, преподнесение информации было максимально простым и эффектным. При помощи ярких наглядных изображений ребенку проще знакомиться с непростыми для него понятиями. Экспозиция, посвященная космосу может содержать представленную в игровой форме информацию, посвященную:

  • А. А. Леонову – первому космонавту, вышедшему в открытый космос, уроженцу Кемеровской области;
  • Б.В. Волынову – командиру экипажа «Союз-5», долгое время жившему в Кузбассе. «Союз-5» вошел в историю космонавтики, поскольку во время его полета была осуществлена стыковка двух космических кораблей;
  • Космическим объектам: в 1968 г. были открыты астероиды, получившие название «Кузбасс» и «Вера Волошина». В 1970 г. был открыт астероид «Кемерово».

На улице создать пространство для тематических игр и стимулировать познавательную активность помогут игровые площадки с МАФ - «космическими кораблями», макеты солнечной системы, различные элементы игровых и обучающих модулей. В Кузбассе уже использовались тематические «Космические площадки», разработанные компанией «Умничка», создающей оборудование и игрушки для развития детей [6]. Одним из вариантов оформления интерьера может быть «космическое» оформление потолка. Мебель в игровых помещениях может быть решена в виде ракет, в интерьер рекомендуется включать игровые фигуры, магнитно-меловые поверхности, оформление стен могут дополнять бизи-борды. Печать на стеклохолсте позволит создать необыкновенную атмосферу космического пространства, межгалактического корабля или дальней планеты. Тема «Космоса» может быть реализована в разной стилистике в помещениях различного назначения.

Тема природы является поистине неисчерпаемой для разработки интерьеров. На стенах предлагается размещать изображения животных – представителей местной фауны. Это поможет преподносить интересные факты о них, высота иллюстрации должна соответствовать реальному росту животного. Для внесения элемента игры и расширения кругозора детей на стену может быть нанесена ростовая разметка с изображением животных, обитающих в нашей области, соответствующих по росту. Так дети, играя, смогут получить новые практические знания, изучить некоторые особенности диких животных, сравнить свой рост с ростом животного, например, медведя или зайца. Картинки с животными могут быть размещены на шкафчиках, что будет способствовать запоминанию. Игры, нанесенные прямо на стену, создадут веселую атмосферу.

Стилистика изображений может быть самой разной – от довольно схематичного рисунка для малышей до достаточно реалистичного для детей старшего дошкольного возраста. В групповом помещении или физкультурном зале предлагается организовать зону для активных игр, так как дети много двигаются. Например, можно разместить на полу классики, положить на пол ковер с игрой «Твистер», где вместо геометрических фигур и линий можно использовать изображения животных. Кроме того, изображения деревьев и животных могут быть объемными и использоваться для игр или как скамейки (параметрическая мебель).

Создание новой образовательной среды за счет организации информационно наполненного пространства дошкольных учреждений позволит детям удаленных населенных пунктов, не имеющим возможности регулярно посещать музеи, выставки или другие просветительские мероприятия, получать знания и навыки широкого спектра и высокого уровня. Создание типологии интерьеров по темам краеведения Кузбасса систематизирует и упростит процесс проектирования и строительства детских дошкольных учреждений.