Вокзал Иркутск-Пассажирский находится в Свердловском административном округе города Иркутска, вдоль улицы Челнокова на берегу реки Ангара. Существующее здание вокзала Иркутск-Пассажирский является объектом культурного наследия регионального значения. Первое здание было построено в 1897-1898 годах по проекту архитектора Мациевича. В 1904-1907 годах было построено еще одно здание по проекту инженера В.И. Коляновского. В здании вокзала в двух залах обслуживались пассажиры 1,2 и 3-го классов. В 1936 году вокзал был реконструирован. Здания постройки 1907 г. и постройки 1898 г. соединили в один комплекс. Выстроенный переход был выполнен в таком же архитектурном стиле, что и прежние здания. В 1964 году к вокзалу был пристроен пригородный павильон, сооружен пешеходный тоннель, перепланированы помещения, расширена и благоустроена привокзальная площадь. Реконструкции 1998 и 2004 годов оставили в неприкосновенности архитектурные особенности первых построек. Вокзал станции Иркутск-Пассажирский является транзитным вокзалом берегового типа. Характерной особенностью любого транзитного вокзала является высокие пассажирские и грузовые потоки. В настоящее время вокзал Иркутск-Пассажирский отправляет в дальнем следовании более 2800 пассажиров, в пригородном сообщении – более 5600 человек в сутки. Общая площадь вокзала в два раза ниже нормативной при существующем пассажиропотоке. Недостаточны площади для зала ожидания, камер хранения багажа, багажных касс, комнаты матери и ребенка. Один из основных недостатков вокзала – это отсутствие мероприятий по обеспечению доступности для пассажиров с ограниченными возможностями.
В 2018 году начата реконструкция вокзального комплекса. Данный объект проектируется под титулом «Реконструкция вокзального комплекса Иркутск-Пассажирский». Учитывая ограниченный размер участка, предназначенного для строительства руководством дороги, было принято решение по сносу здания пригородного павильона и строительство нового здания объединенного пассажирского зала, разделить строительство на этапы следующим образом:
1 ЭТАП строительства включает реконструкцию подземного перехода и платформ.
2 ЭТАП строительства включает реконструкцию пригородного павильона с изменением геометрических параметров здания, здание пригородного павильона переименовывается в объединенный пассажирский зал
3 ЭТАП строительства включает реконструкцию существующего здания вокзала с реставрационными работами
4 ЭТАП строительства включает строительство конкорса из существующего здания вокзала к 15 туристическому пути, к набережной реки Ангары.
В дальнейшем после окончания строительства 3 ЭТАПА вместимость комплекса составит 1100 пассажиров всего.