Основной посыл данного проекта – отказ от строительства типовой школы со сносом существующего здания гимназии №3 в пользу размещаемого на участке гимназии нового объема с сохранением существующего здания.
В этом случае можно существенно удешевить школу, разместив в комплексе существующего и нового объемов тех же 1100 учеников за почти вдвое меньшие деньги (4000м2 существующего здания нужно незначительно перестроить и утеплить). Также можно избежать котлована на весь участок за счет меньшей площади застройки. У гимназии останутся зеленые зоны, спортивные и рекреационные площадки, которые исчезнут при посадке на участок школы на 1100 учеников по типовому проекту.
В дальнейшем, по предложенному варианту можно увеличить до 1100 учеников мощность многих школ данного проекта (ТП №2-02-73, каталог 1958г), сэкономив для бюджета значительные средства. Например, такой же перестройке можно подвергнуть школу №35 в Советском районе, 156 в Центральном районе, 160 в Ленинском районе, и многие другие.
Увеличение мощности можно реализовать без переноса учебного процесса в другую школу при надлежащей организации строительного производства (пока строят новый объем, можно продолжать учится в старом).
Основная объемно – планировочная идея – функционально разделить комплекс на младшую школу (остается в существующем здании), основную и среднюю (в новом объеме) и рекреационный узел в составе рекреации, библиотеки, спортивного и актового залов (между ними). Внутренний двор является продолжением рекреации/библиотеки, выполненной в виде лестницы – амфитеатра, и в теплое время также может использоваться для общешкольных мероприятий. Данная лестница связывает все этажи школы и несет не только коммуникационную функцию, но является также центром всей школьной жизни. Остекление центрального объема позволяет обеспечить нормативный КЕО для рекреации. За счет данного узла обеспечивается нормативная обеспеченность рекреациями для существующего и нового строения (не менее 0,6м2/ученика). Кабинеты в существующем здании увеличены до нормативных 2,5м2/ученика. Обеспеченность учебными и вспомогательными помещениями соответствует нормируемой на 2019 год для размещения 1100 учеников.
Основная идея при формообразовании – выполнив максимально компактный объем, сохранить ориентацию классов на южные и восточные стороны горизонта (кроме кабинетов информатики и ИЗО, для которых допускается северная ориентация), для чего кровли частично сделаны скатными. Объем максимально «вжат» в существующий внутренний двор здания гимназии, что дает возможность для его размещения практически на любом участке типовой школы.
Основная идея при оформлении фасадов – имитация «ячеистой» структуры типологического понятия «школы» и самого учебного процесса, где в каждой «ячейке» содержаться знания по какому – либо предмету. Для этого на «ячеистую» структуру фасада вынесены также портреты ученых и деятелей искусства, которые обычно висят в соответствующих классах.