Основная задача проекта — обеспечить максимальные удобства для населения и создать выразительный архитектурный облик застройки при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических норм, сохранив объекты, которые представляют историческую ценность.
Под обеспечением максимальных удобств подразумевается не только предоставление жилой площади в домах со всеми коммунальными удобствами, но и строительство учреждений культурно-бытового обслуживания населения — школ, детских садов, кинотеатров, библиотек, спортивных сооружений и т.п., а также организация системы общественного транспорта.
Наряду с учреждениями культурно-бытового обслуживания населения проектируются системы зеленых насаждений. К зеленым насаждениям района относятся: парки и сады общего пользования, бульвары и уличные посадки.
Зеленые насаждения разделяются на насаждения повседневного, ограниченного пользования — дворы жилых домов и участки детских и других учреждений и периодического пользования — парки, бульвары.
Основу объемно-пространственной организации территории сада, парка составляют древесно-кустарниковые насаждения и открытые озелененные пространства газонов и цветников, из которых компонуются различные типы: защитные насаждения, групповые насаждения в виде массивов различной величины; крупные группы сомкнутых насаждений, рыхлые небольшие группы, главное назначение которых — обогащение ландшафта, придание ему живописности и уюта; рядовые посадки; поляны, газоны, цветники из многолетних трав и цветов.
В дополнение все виды и типы насаждений должны быть оборудованы беседками, павильонами, подпорными и декоративными стенками и другими устройствами. Аллеи и дороги устраиваются из щебеночного покрытия, а групповые дорожки улучшенного типа — из плиточного покрытия.
Территория парка, бульвара зонируется, предусматриваются участки для массового отдыха, спорта, развлечений, для тихого индивидуального отдыха, игр детей и людей старшего поколения.
Спортивные площадки дополняют систему зеленых насаждений.
Связи жилого района с другими жилыми районами, промышленными предприятиями, центром, зонами отдыха и иными важными для населения частями города осуществляются магистральными улицами. Сообщение внутри жилого района проходит через местные улицы и внутренние проезды, а движение пешеходов — по пешеходным аллеям. Сеть улиц и проездов проектируется с учетом разделения автомобильного транспорта и пешеходов: ограничения до минимума въездов и выездов с магистральных улиц на жилые улицы и проезды местного назначения; обеспечения удобства подъездов к жилым домам и общественным зданиям; удаленность проезда от входа в жилой дом не должна превышать 80м.; остановки общественного транспорта — трамвая, автобуса, троллейбуса - проектируются через 350 — 400м.; дальность подхода к остановке общественного транспорта не должна превышать 500м.
Движение пешеходов разделяется на целенаправленное и прогулочное.
Учитывая развитие велосипедного транспорта, в профиле улиц и бульваров предусматриваются велосипедные дорожки, минимальная ширина которых 2,5м.
Возможности повышения интенсивности использования территории заключается в применении новых типов жилых домов сложного плана, в перераспределении функциональны зон, в «многоярусности» решения сооружений и территорий.
В целом планировочное решение жилых районов сводится к взаимосвязи двух основных зон — жилой и общественной. При этом общественная зона является как бы интерьером жилого района.
Размещая торгово-общественные центры стремиться к тому, чтобы житель, приехавший с работы, двигался по схеме: остановка транспорта — магазин — жилой дом.
Жилая застройка, наиболее плотную ее часть располагать вблизи транспортных узловых остановок. Основные нормы на проектирование проездов основываются на том, что движение будет проходить со скоростью 30 км/ч. Ширина проездов к жилым сооружениям и хозяйственным площадкам 3,5м, а к крупным сооружениям, обладающим значительной человекоемкость 6м.
Крупное пространство жилого района не соразмерно человеку. Строительство домов группами внесет в застройку структурную дифференциацию и индивидуальную обособленность внутренних пространств, сделает их соразмерными человеку, ответив масштабу жизненных функций, происходящих в этой зоне.
Несколько жилых домов образуют первичную пространственную ячейку — основу композиции застройки района. Подобная группа домов образует пространство, играющее по существу роль традиционного двора, который является местом игр детей, отдыха и общения взрослых и наиболее тесно связано с жилищем, являясь его продолжением.
Вход в вестибюль предлагается сделать прозрачным, просматриваемым — прием «пассивной» безопасности, для обеспечения визуально-социального контроля; вход в здание в нише вместо козырька над входом — тротуары не загромождены входными тамбурами. Активность во входной зоне в меньшей степени повлияет на помещения квартир, расположенных над входом; вход на уровне земли — комфортный доступ в здание для маломобильных групп, детей, жителей с колясками. Тротуары не загромождаются входными крыльцами, лестницами, пандусами.
На первых этажах предлагается разместить функции первичного обслуживания. К видам первичного обслуживания большой жилой группы из нескольких домов относятся: кафе, парикмахерская, магазин, детские комнаты, мастерские, химчистки, прокат предметов домашнего обихода, хозяйственные и летние площадки.
Первичное обслуживание группы жилых домов целесообразно кооперировать в едином блоке, который следует размещать встроенным в жилой дом с хорошей его связью пешеходными дорожками с другими обслуживаемыми жилыми домами, образуя с ними единое композиционное целое. Радиус обслуживания не превышает 150 — 200м.
Группировка объемов и расположения жилых зданий в группе могут быть разнообразными как по конфигурации зданий, так и по форме их взаимного примыкания. Композиция группы может быть построена на ритме простых и сложных объемов, на сочетании равновысоких зданий или на контрасте этажности в застройке. Образованное зданиями пространство может быть простым и сложным, открытым и замкнутым.
Наличие продуманной навигации улучшает впечатление об объекте и позволяет недорогим способом скрыть некоторые недостатки. Вывески и навигация — составляющая жилой среды. Следует разработать мини-карту двора у его входа, подписать номера подъездов, входы в паркинги. В едином стиле с навигацией оформить информационные доски и почтовые ящики. Это упорядочит пространство, даст понять, что у территории есть хозяин, усилит ощущение безопасности.
Территория Купчино.
Участок проектирования ограничен Софийским проспектом, Дунайской улицей, улицей Димитрова и Малой Бухарестской улицей. На территории существует жилой комплекс домов 2004-2007 годов застройки, магазин “Максидом” и здание "Почты России" с прилегающими складскими и служебными зданиями.
Бывшую территорию гаражей и складов предлагается превратить в современный жилой район с пространством для новых офисов, магазинов и жилья. Район образовать из блоков зданий средней этажности, организующих жилое пространство площадью 336000 кв.м на 12000 человек. В проект интегрирована зеленая зона, связывающая периферийные городские пространства, которая образует парк - важное место встречи жителей района. Жилые блоки расположены на платформах со встроенными автостоянками, таким образом первый этаж освобождается под общественные функции. На территории комплекса расположены два детских сада по 32400 кв.м (180 детей на 1000 чел) встроенных в платформы. Каждый квартал предлагается разбить на части, имеющие свой образ, но при этом сохранить общий архитектурный дизайн и отделку.
Территория Пороховые.
Вокруг данной территории сложилась благоприятная ситуация: с Северо-Запада участок омывается Охтинским разливом, в непосредственной близости находится Ржевский лесопарк, человечный масштаб существующих сетки улиц и зданий. Также наличие объектов культурного наследия является преимуществом и привлекательной чертой нового жилого района.
Главная планировочная идея: создание среднеэтажных жилых комплексов с рекреационной зоной вдоль берега Охтинского разлива. Основным структурным элементом планировочного решения можно считать жилую подзону, создаваемую объединенными в группы зданиями. Подзона организована таким образом, чтобы в нее входили не только жилые дома, но и озелененные участки, разделяющие соседние участки, площадки для детских игр и хозяйственного обслуживания, автостоянки. Площадь жилья - 185530 кв.м, 6600 жителей.
Портрет жителя:
1. Молодые люди и семейные пары без детей (студия, 1 — 2-х кмн.кв.)
Возраст: 25 — 35 лет
Дети: -
Вид деятельности: частный бизнес, корпоративные служащие, фриланс.
Наличие машины: - / 1 машина на семью.
Доход: от 50 000 руб. на человека в месяц.
Мотив покупки: желание жить в современном районе, с хорошей транспортной доступностью.
Способ финансирования покупки: ипотека.
Дополнительно: ведут активную социальную жизнь, мобильны.
2. Молодая семья (2 -3 кмн.кв., эконом — комфорт)
Возраст: 28 — 35 лет
Дети: 1- 2 ребенка
Вид деятельности: частный бизнес, корпоративные служащие, государственные служащие.
Наличие машины: 1 - 2 машины на семью.
Доход: от 70 000 руб. на человека в месяц.
Мотив покупки: желание жить в экологичном районе, с развитой социальной и транспортной инфраструктурой.
Способ финансирования покупки: ипотека, стартовый взнос — накопления.
Дополнительно: ведут активную социальную жизнь, необходимость в школьных и дошкольных учреждениях, парках.
3. Семья (комфорт — комфорт+)
Возраст: 45 — 60 лет
Дети: 1- 2 ребенка (взрослые дети)
Вид деятельности: частный бизнес, корпоративные служащие, государственные служащие.
Наличие машины: 1 - 2 машины на семью.
Доход: от 75 000 руб. на человека в месяц.
Мотив покупки: желание жить в комфортной среде, с развитой инфраструктурой.
Способ финансирования покупки: накопления.
Дополнительно: любят отдых, прогулки с внуками.