work-"Растущая" средняя школа на 800 мест для городской перспективной застройки
"Растущая" средняя школа на 800 мест для городской перспективной застройки
Номер в каталоге
20
Участвовал в
Рейтинг 2017
Раздел
Проекты
Номинация
здания общественного назначения
Награды
  • silv
Город постройки
Евпатория, Республика Крым

Описание

Настоящий проект является полной версией конкурсного проекта школы, представленного ранее на конкурс «Постижение» с использованием принципов трансформации в проектах «Детская школа в Гринвиче. Лондон» (№32, конкурс «Золотая капитель» 2016г.) и ДОО на 260 мест смотра-конкурса в Крыму («Серебряный диплом»), а также в статьях, опубликованных в сборниках научно-практических конференций РИНЦ.

Практическая идея проекта – стратегия разумного поэтапного формирования «растущей» школы на отведенном участке синхронно со строительством и параллельно с заселением нового квартала (микрорайона), когда «численность населения увеличивается на период ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса в 2 и более раза» (СП.42.13330.2011 прил. «Ж» прим.**). В этом случае нет необходимости в единовременном «дорогом» строительстве полноразмерной школы, если в пределах пешеходной доступности (300-500м) есть школа соседнего квартала (микрорайона), а есть «пиковая» потребность в большом количестве мест в ДОО. Но уже через 5-6 лет, т.е. после строительства 2-го или 3-го пускового комплекса демографическая ситуация стабилизируется и будет достаточно функционирования основного расчетного ДОО мощностью в 2 раза меньше первоначальной потребности. На этом этапе потребуются места в начальной школе, затем в школе II и III ступени, а также организация внеурочной деятельности и предпрофессиональной подготовки школьников.

Учитывая общую тенденцию формирования современной городской застройки в виде полноценных комплексов в ореале пешеходной доступности, в т.ч. МГН, с увеличением плотности пешеходно-уличной сети, в проекте принимается оптимально-комфортным для проживания квартал (микрорайон) площадью до 20 га (500х500м) с населением 4-5 тыс. человек для обслуживания которого необходимы ДОО до 250 мест и школа на 800 мест с минимальным участком 2.64га на расчетный период. Актуальность проблемы физкультурно-спортивного развития школьников и жителей квартала (микрорайона) обуславливает создание полноценного спортядра на территории школы, а требования рационального использования участка – комплексность и компактность решения. Композиция данных компонентов в динамике позволяет определить модели 3-х этапов формирования школы.

I этап – опережающее строительство ДОО на 226 мест с помещениями кратковременного пребывания детей, продленными группами и универсальным классом, с групповыми площадками и физкультурно-игровым комплексом на 30% (0.79га) участка школы до строительства основного ДОО на территории квартала. 

II этап – трансформация ДОО в блок начальной школы (БНШ) на 250 мест с классами на 24 места, с развивающими классами по 17 мест, в т.ч. для МГН, и пристройкой блока основной школы (БОШ) II и III ступени на 550 мест (с классами на 25 мест), с футбольным полем (50х75м), беговой дорожкой (L=100м) и спортплощадками.

III этап – строительство общественного блока школы (ОБШ) с залами, организацией атриумно-инновационного пространства для творчества и предпрофессиональной подготовки школьников, например по экологической направленности на остаточной площади в 0,66 га (25% отведенного участка).

Последовательность этапов архитектурно-пространственного развития школы обеспечит создание ресурсов для организации образовательной среды и реализацию основных парадигм школьного образования – воспитание, обучение и саморазвитие детей, что является целевой идеей проекта «растущей» школы.

Целеполагающая идея проекта состоит в 2-х частной системе атриумной организации архитектурного пространства общественного блока школы (ОБШ) – закрытого и открытого типа, для создания привлекательной образовательной предметно-пространственной среды и образовательных ситуаций с возможностью выбора школьником приоритетов в углубленном изучении отдельных предметов.

Архитектурное пространство общественного блока школы формируется от переходов из учебного блока вдоль оси единого атриумного 2-х уровнего выставочно-библиотечного пространства и завершается 4-х уровневым, открытым во внешнюю среду, атриумом Вертикального Школьного Сада-огорода (ВШСо).

В комплексе они создают своеобразное инновационное поле для творчества и самоорганизации школьников. ВШСо предназначены для предпрофессионального обучения и самостоятельных научных исследований школьников по темам - «Экология. Химические технологии». Комплекс дополняется гелиоустановками горячего водоснабжения на кровле спортзала, технологическими галереями и лабораторией.

Выставочно-библиотечная часть атриумной системы имеет визуальную связь балконов 2-го этажа с актовым и спортивным залами, а также в уровне 1 этажа формирует единое деятельное пространство с залами для проведения массовых школьных мероприятий – торжеств, встреч, соревнований и т.п. (рис.5), режим объединения которого регулируется трансформируемыми перегородками (роллетами), а зонирование обеспечивается мебелью и другими элементами дизайна предметно-пространственной среды. Таким образом, обеспечиваются индивидуальные и групповые формы занятий, «зеленый кинотеатр ВШСо преобразуется в танцпол, монтируются трансформируемые трибуны зрителей спортзала и стенды выставочных экспозиций, актовый зал и общешкольная аудитория трансформируются в конференц-залы, что отвечает требованиям основных современных педагогических технологий (примечание: сайт – For-Teacher.ru «Все для учителя школы»).

Учебный блок школы формируется на основе анфиладной системы рекреационных двориков. Особенностью планировочного решения является дифференциация школьных рекреаций на активные зоны коридорного типа и пассивные зоны в эркерах, ориентированных в сторону световых дворов. Проектом обеспечивается доступность МГН во все основные помещения школы устройством лифтов и пандусов. Гибкая дифференцированная  связь ОБШ с БОШ и БНШ обеспечивает градостроительную маневренность в системе застройки на участках разной конфигурации.

Эффективная реализация целевых и практических идей проекта возможна при применении панельной системы «Бэнпан» и «Бэнпан+», которая обеспечивает скорость строительства при высокой степени качества заводского изготовления элементов (длиной до 9 м) и в сочетании с другими строительными системами, дает возможность индивидуализации и гибкой организации архитектурных пространств в соответствии с целевыми задачами проекта «растущей» школы. Модульная координация строительных элементов (600мм) обеспечивает стыковку отдельных блоков в процессе поэтапного «роста» школы, что создает основу для гармоничного решения вопросов инженерно-технического обеспечения и подключения сетей, оборудования. Широкая палитра отделки стеновых панелей позволяет найти качественное архитектурно-художественное решение фасадов.

Настоящий проект «растущей» школы ориентирован на достижение максимальной социальной и технико-экономической эффективности проектирования и школьного строительства:

- динамичное поэтапное формирование школы пошаговой доступности от опережающего строительства ДОО обеспечивает соответствие демографическим потребностям населения новостройки, иначе – социальному заказу;

- создает понятную основу алгоритма софинансирования строительства ФЦП, региона, города и застройщика с учетом их стратегических интересов – от решения задач образования социально-гарантированного уровня до самоокупаемости;

- оптимизирует затраты на строительство и эксплуатацию школы, благодаря разумной поэтапности формирования «шаг за шагом» строительства квартала (микрорайона);

- комплексный подход обеспечивает рациональное использование территории школы, в т.ч. как культурно-досуговый центр для жителей строящегося квартала (микрорайона); 

- оптимизация использования многофункционального пространства системы атриумов, а также экономия времени и средств в процессе формирования и корректировки его архитектурной среды;

- позволяет оптимизировать архитектурно-пространственную организацию образовательной среды для воспитания, обучения и саморазвития детей в соответствии с современными педагогическими концепциями.