work-Архитектор Габриэль Гуэврикян: творчество в контексте эстетических тенденций первой трети XX века
Архитектор Габриэль Гуэврикян: творчество в контексте эстетических тенденций первой трети XX века
Номер в каталоге
36
Участвовал в
Рейтинг 2017
Раздел
Архитектурная наука, педагогика и публицистика
Номинация
Педагогическая деятельность
Награды
  • silv
Организация-автор
Авторский коллектив

Описание

Аннотация:

Первая треть ХХ века: атональная музыка Шёнберга, Венский сецессион, «Орнамент и преступление» Лооса, изучение эффектов цветового восприятия супругами Делоне и начало симультанизма как течения в искусстве, Первая мировая война, Русский балет Дягилева, революция в России, эксперименты в кино Леже, Маяковский в Париже, симультанные ткани и платья в мире моды, Международная выставка декоративных и промышленных искусств 1925 года – и в этом контексте архитектор Габриэль Гуэврекян, человек сложной и по-своему типичной личной и творческой судьбы. Он применил эстетические новации современного искусства к своим проектам и повлиял на мировые тенденции в архитектуре. Осуществлённые Г. Гуэврекяном «Сад воды и света» и «Сад на Вилле Ноай», выполненные с учётом гармонических закономерностей организации архитектурной формы (пропорции, использование «золотого сечения») и особенностей зрительного восприятия, оказали существенное влияние на дальнейшее развитие современной ландшафтной архитектуры.

 

Концепция дизайна книги:

Дизайн книги сочетает строгую, почти «академическую» верстку основного массива текста, лапидарные монохромные форзацы и броские, яркие элементы оформления обложки и начала глав.

Развороты-заставки глав оформлены коллажами с использованием наиболее характерных «визуальных цитат» из материала соответствующей части книги.

Для каждого такого разворота специально исполнены рисунки по основной теме главы.

Книга богата ссылками на первоклассные художественные произведения, они зачастую приведены в качестве иллюстраций, и дизайнеры посчитали невозможным не использовать «цитаты» из них в оформлении книги. Особенно это касается обложки и суперобложки, которые перекликаются и одновременно спорят друг с другом; «цитирование» использовано и в шрифтовом решении названия книги.

На обложке авторы хотели создать композицию в духе описываемого в книге времени и надеются, что это им удалось.

 

Пояснительная записка:

В наше время остро чувствуется нехватка книг об искусстве и архитектуре, написанных отечественными исследователями. Такая книга требует от автора годы, если не десятилетия, исследовательской работы, кропотливого поиска источников (порой не в одной стране мира), знания иностранных языков, общей эрудиции. Книга Е.В. Забелиной «Архитектор Габриэль Гуэврекян: творчество в контексте эстетических тенденций первой трети ХХ века» является плодом целенаправленного и ответственного поиска, собирания, систематизации и анализа материалов, позволяющих получить новое знание о творческой личности в контексте художественной жизни первой трети ХХ века.

Это книга – итог почти 10-летней научно-исследовательской работы.

 

Предмет исследования: творческий опыт выдающегося архитектора Г. Гуэврекяна в контексте художественной жизни первой трети ХХ века.

Научная гипотеза исследования строится на следующих предположениях:

1.      Ландшафтная архитектура как одна из важных сфер художественной культуры первой трети XX века должна изучаться как в контексте общеизвестных архитектурных тенденций, так и в контексте взаимодействия со средой (социально-политической, этнической, художественной), а также в связи с другими видами искусства, включая декоративно-прикладное искусство, живопись, кинематограф.

2.      Для создания объёмной и объективной картины развития художественной культуры первой трети XX века необходимо ввести в научный оборот ранее не изучавшиеся личностные проявления значимых и влиятельных, признанных и востребованных в период их жизни творцов, которые впоследствии в силу аберрации восприятия оказались на заднем плане в представлениях о художественной культуре эпохи. К числу таких исторически значимых и не оцененных в соответствии с реальным вкладом в художественную культуру своей эпохи творцов мы относим Г. Гуэврекяна.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1.      Впервые подчёркнуто инновационное значение Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже не только как демонстрационного пространства, но и как сферы творческих экспериментов выдающихся архитекторов, включенных в единый номинативный ряд: Ж. Марраста, А. Лапраде, Ле Корбюзье, Р. Малле-Стивенса, Г. Гуэврекяна.

2.      Впервые выявлены значимые для развития ландшафтной архитектуры первой трети ХХ века тенденции, основанные на взаимодействии разных видов искусства, включая декоративно-прикладное искусство, живопись, кинематограф: осуществление синтеза элементов разных пространств, актуализация достижений разных видов искусства, проявление свободы творческой самореализации.

3.      Впервые введены в научный оборот документальные свидетельства, аутентичные и позднейшие критические и научные публикации, связанные с изучением творчества архитектора Г. Гуэврекяна.

4.      Впервые в отечественном искусствоведении выстроена творческая биография Г. Гуэврекяна как репрезентативной для развития ландшафтной архитектуры фигуры ХХ века, в связи с чем введены в научный оборот многочисленные, многообразные и разноязычные источники.

5.      Впервые доказано, что сады Г. Гуэврекяна были антропоцентричны, так как в их конструкторских и художественных принципах, в отличие от многих других опытов в сфере ландшафтной архитектуры, учитывались как габариты человеческой фигуры, так и динамика человека в пространстве.

6.      Впервые осуществлён искусствоведческий анализ геометрического построения и пространственной организации «Сада на Вилле Ноай».

 

В книге рассказывается о творчестве художников и архитекторов первой трети ХХ века: супругах Делоне, Робере Малле-Стивенсе, Адольфе Лоосе, Йозефе Хоффмане, Владимире Маяковском и других, а в качестве канвы повествования выступает творческая биография Г. Гуэврекяна  – выдающегося архитектора ХХ века, почти неизвестного в России. Именно Гуэврекян был первым Генеральным секретарём Международного конгресса современной архитектуры (CIAM) в 1928 году. Он одним из первых применил эстетические новации современного искусства к своим проектам, повлияв, таким образом, на мировые тенденции в архитектуре.

Особое место в книге занимает анализ двух садов – «Сад воды и света», созданный на Парижской выставке 1925 г., как и павильон СССР К.С. Мельникова, получил Гран-при. «Сад на Вилле Ноай» знаком отечественному читателю по Большой Советской Энциклопедии. Эти два сада – одна из первых попыток создать стиль сада, отражающего новые направления в искусстве начала ХХ века и гармонирующий с современной архитектурой.

В 1920-х годах эквивалента модернизму в ландшафтной архитектуре не было. Этому препятствовали закоренелые предубеждения: согласно распространённому мнению, сады могли быть или романтическими – с извилистыми тропинками и цветочным изобилием, или классическими – с правильными геометрическими формами и симметричным построением плана. Разрабатывая «Сад воды и света» для Международной выставки декоративных и промышленных искусств в Париже 1925 года, Гуэврекян попытался освободиться от стереотипов и предложил свой вариант, основанный на синтезе восточных традиций и принципов симультанизма и использовании новейших материалов и технологий. Для Парижской выставки Гуэврекян создал инновационный «Сад воды и света» («Jardin d’eau et de lumière») на Эспланаде Инвалидов, напротив библиотеки Уярд (Huillard), недалеко от Двора ремёсел (Cour des métiers). Динамика в этом саду была достигнута не сезонной сменой растений, а движением воды, зеркально-витражной сферой, вращающейся под действием электричества, передвигающимися тенями, которые отбрасывали объёмные пирамидальные клумбы вокруг бассейна и переливами сквозного стеклянного ограждения.

«Сад на Вилле Ноай» был подчинён стилю жизни заказчиков и представлял собою своего рода игровое поле, где Виконт Ноай, любивший заниматься садом сам, неоднократно менял состав и расположение растений в геометрических секциях клумб. Лично автором книги был проведён специальный искусствоведческий анализ как сохранившихся, так и доступных для ретроспективного изучения артефактов. Была реконструирована последовательность работы Г.Гуэврекяна над архитектурным проектом «Сад на Вилле Ноай». Экстраполяция приёмов, используемых в практике архитекторов, и проведённый графический анализ сада на Вилле Ноай позволили выявить композиционные особенности этого сада и полнее раскрыть его содержание, заложенное Гуэврекяном.

Габриэль Гуэврекян был недооценён не столько современниками, сколько последующими исследователями этого периода в искусстве, и в частности в архитектуре. Он внёс существенный вклад в ландшафтную архитектуру, подняв её до уровня высокого искусства. Работы Гуэврекяна существенно учитывали архитектурный контекст, подчёркивали стиль и добавляли философский смысл всему замыслу проекта. Сады Гуэврекяна едва ли не идеально соответствовали эпохе, когда в эстетике и художественной практике утвердилась идея синтеза искусств.

Изучение творчества Габриэля Гуэврекяна: архитектора, общественного деятеля, дизайнера, педагога – способно обогатить научный и художественно-творческий опыт.