Цель проекта:
- целесообразное планирование территории
- простое и доступное решение транспортно-пешеходной связи
- сохранение зеленой зоны
Характеристика земельного участка
Данная площадка для разработки проекта застройки является «геометрическим» центром города Иркутска. Располагается на левом берегу р. Ангары. Земельный участок ограничен: с севера – общегородской магистралью ул. Олега Кошевого (направо уходит на Иннокентьевкий мост через реку Ангара, налево – на объездную дорогу Р-255); с востока – рекой Ангара; с юга – островом Любаша, отделенный протокой; с запада – общегородской магистралью ул. Трактовая (на юг уходит на Иркутный мост через реку Иркут, на север – в районы Иркутск-2 и Новоленино).
Существующее положение территории района
На северо-западе расположена промзона, занимающая около 50% площади всей территории, на юго-западе – поселок Кирова (малоэтажные многовквартирные деревянные дома и коттеджи). Остальную площадь занимают СНТ. Вдоль протоки идет улица Полярная (вплотную примыкает к водоему). Нет рекреационных зон. Набережная реки Ангара и протоки застроена (нарушение водоохранной зоны). Отсутствуют транспортно-пешеходный и зеленый каркасы. Вдоль улиц Олега Кошевого и Трактовая располагаются зоны делового, общественного и коммерческого назначения и зоны обслуживания объектов, необходимые для осуществления производственной деятельности: рынки и оптовые магазины, склады, крупные автомобильные центры, станции технического обслуживания. Также ул. Трактовая разделяется ж/д путями, которые ведут к складам промзоны на разрабатываемой территории. Наряду с ж/д путями стоят многочисленные светофоры, что в своей совокупности препятствуют быстрому и безопасному транспортному сообщению между частями города (пробки, аварии).
Проектное предложение
Концепция основана на схеме развития транспортной инфраструктуры г. Иркутска, а именно создание новых магистралей и моста через р. Ангару, расширение улиц Трактовая и Олега Кошевого путем увеличения количества полос: с трёх до пяти (в общей сложности с 6-ти до 10ти полос). Новые развязки и дороги непрерывного движения разгрузят тяжелую обстановку на дорогах города и обеспечат быструю связь районов Ленинского округа с центром. Этими магистралями (с каждой из которых предусмотрены съезды на дублеры) весь район поделен на 3 зоны: крупная жилая зона (состоит из двух микрорайонов, разделенные между собой рекреационной парковой зоной), зона здравоохранения (больничный городок) и жилая зона со спортивным стадионом. Жилой фонд застройки района в свою очередь отчетливо разделяется на 3 микрорайона. Связь между ними осуществляется непосредственно через «зеленые» переходы, включения, бульвары или же парк. Тем самым отведено особое внимание к водоохранной зоне: проект направлен на сохранение прибрежных территорий, водоемов и благоустройству парковой зоны вдоль р. Ангары, протоки, речки и заболоченной территории возле развязок (устройство центрального городского парка).
Для целостности, простоты восприятия и ориентации в районе применена квартальная застройка. Вдоль улиц районного значения располагаются общественно-деловые зоны, которые условно разбивают каждый микрорайон на более мелкие подгруппы со своей общественно-деловой и общеобразовательной инфраструктурой. Так в микрорайонах на каждую школу приходится от двух до пяти детских садиков. Также на каждую жилую подгруппу приходится свой паркинг, примыкающий к дублерам (такое расположение обосновано мобильным доступом к парковке транспорта и его быстрого выезда на магистрали). Тем самым наличие паркингов позволяет проектировать кварталы по принципу «двор без машин» (предусматриваются только гостевые парковки). Каждая жилая ячейка имеет только один въезд во двор, который обеспечивает внутриквартальную приватность и позволяет снабдить её системой безопасности путём установки камер наружного наблюдения и контрольно-пропускного въезда/выезда. Этажность переменная: вдоль магистралей идет повышенная застройка (с учетом красных линий – «зеленая полоса», как шумозащита и фильтрация воздуха, составляет 40-60 м) от 9-ти до 14-ти этажей с определенными «всплесками» этажности в местах автодорожных развязок (жилые блок-секции башенного типа). В микрорайонах к парковым зонам этажность понижается в среднем до 5-ти, а в целом по району – до 3-х (к водоохранной зоне протоки и р. Ангары).
В нежилой зоне района, а именно в прибрежной восточной территории, располагается больничный городок и храм с часовней. Больничный комплекс представлен в виде двух основных частей: малая (северная) зона – поликлиники и большая (южная) зона – клиническая больница. Первая зона больничного городка представляется в виде корпусов взрослой, детской поликлиник и административного блока, связанных между собой переходами, и отдельно стоящими зданиями хозяйственного и обслуживающего назначения. Южная же часть городка включает в себя непосредственно клинический блок, корпус стационарного и длительного пребывания больных, корпус станции скорой помощи, корпус лаборатории. Обе части, которые в совокупности составляют целый комплекс зданий, имеют свою обособленность: главные транспортные пути разделены, имеют свои парковки и друг от друга отделяются общедоступным бульваром, который связывает микрорайоны с набережной р. Ангары. Венцом этого бульвара является большая площадь при входе в парк, центром которой являются фонтан с каналом, уходящий в реку. Южнее расположено православное сооружение – храм, размещенный на стилобате, придающий ему не только значимость и монументальность, но и защищает от подтопления. Рядом с ним расположен спортивный объект, примыкающий к трехуровневой развязке. Стадион является самым главным акцентом в районе, способный вмещать в себя до 40 тыс. зрителей. Его наземный паркинг рассчитан на 665 машиномест, а подземный на 439 в нескольких уровнях.
Концепция благоустройства устроена таким образом, что жители могут беспрепятственно, а главное, безопасно, перемещаться из одного микрорайона в другой, как пешим способом, так и на вело транспорте. Во всём районе, при каждой улице, предусмотрены велосипедные дорожки с возможностью выезда на магистрали. Они же в свою очередь устроены таким образом, что переходы через них расположены в уровне земли (безбарьерная среда), а сами дороги уходят в тоннель. В них же происходит место съезда с дублера на магистраль и наоборот. Также проектом предусматривается развитие рекреационной зоны на остров Любаша.
Технико-экономические показатели
Площадь всей территории 422,54га
Площадь жилой территории 138,6 га
Номенклатура жилых домов:
3-х этажные 8 шт
4-х этажные 34 шт
5-ти этажные 72 шт
7-ми этажные 90 шт
9-ти этажные 63 шт
10-ти этажные 38 шт
12-ти этажные 20 шт
14-ти этажные 9 шт
Средняя этажность 7 эт
Детские сады 13 шт
Школы 4 шт
Паркинги 9 шт 2860 мест
Общественные здания 35 шт
Культурные учреждения 5 шт
Спортивные сооружения 3 шт
Больничный городок:
Площадь всей территории 33,4 га 100 %
Площадь зданий и сооружений 4,29 га 12,8 %
Проезды 3,57 га 10,7 %
Площадь озеленения 25,54 га 76,5 %
Площадь парков и скверов 58,2 га