Современные мировые тенденции в социально-культурной сфере и, в частности, в отрасли физической культуры и спорта демонстрируют необходимость активного развития спортивных сооружений и инфраструктуры.
Сеть физкультурно-спортивных сооружений считается самой сложной, обширной и многообразной в среде систем жизнеобеспеченности населения. Она является составной частью всех структурных элементов населенных мест, от начальных ступеней до крупнейших общегородских и загородных сооружений, многофункциональных залов, дворцов спорта и олимпийских комплексов.
Современный Новосибирск, являясь крупнейшим мегаполисом на территории Сибири и третьим по величине городом страны испытывает ряд проблем по уровню обеспеченности спортивными объектами. Действительно, ни волейбольный «Локомотив», ни мини-футбольный «Сибиряк», ни Новосибирский баскетбольный клуб не имеют комфортабельных площадок для тренировок и соревнований. А единственный крупный ледовый дворец «Сибирь», построенный более полувека назад (1964 г.), мал по своей пропускной способности (7 тысяч мест) и не соответствует современному уровню проведения спортивных и других массово-зрелищных мероприятий.
Территория для проектирования выбрана по реальной топооснонове и расположена в левобережной части Новосибирска, в районе законсервированной станции метро «Спортивная». Это общирная часть городской неосвоенной территории предполагает размещение многофункционального комплекса, который стимулирует не только развитие спорта, но и повышение имиджа Новосибирска и области в целом.
Именно поэтому в представленном проекте предусматривается решение нескольких задач:
2) Предложена концепция спортивной арены с тренировочным центром, являющейся композиционным и функциональным ядром комплекса.
2. Исходные данные
Участок проектирования относится к проекту детальной планировки территории, прилегающей к дамбе Октябрьского моста, с формированием набережной реки Оби в Кировском районе в соответствии с постановлением мэрии г. Новосибирска от 20.11.2014 г.
Территория ограничена:
Конфигурация проектируемой территории имеет вид неправильного четырехугольника и разделена рекой Тулой на две части, северную и южную, отличающиеся друг от друга по степени освоенности, существующему функциональному использованию и характеру застройки.
3. Краткая характеристика района застройки
Градостроительная ситуация
Участок расположен между двумя крупнейшими связующими правый и левый берег градостроительными узлами: развязкой Октябрьского моста, примыкающего к улице Восход на правом берегу, и площадью Маркса – на левом берегу.
Транспортный анализ
В то время как участок окружен оживленными транспортными магистралями (с севера расположен Октябрьский мост, переходящий в проспект Карла Маркса, с запада – улица Немировича-Данченко, с юга – развязка Бугринского моста), непосредственно сама территория изолирована от действующей транспортной системы и требует строительства новых развязок и магистралей. Генеральным планом города Новосибирска, разработанным на период до 2030 года, предусмотрено строительство магистральной улицы скоростного движения параллельно береговой линии Оби и примыкающих к ней развязок.
Анализ пешеходных связей
Основные пешеходные связи проложены вдоль крупных магистралей, однако благоустроенный доступ пешеходов и велосипедистов на территорию отсутствует.
Функциональный анализ
Северная часть и южная часть рассматриваемой территории, разделенные рекой Тулой, в настоящее время частично (23%) заняты земельными участками и объектами производственного назначения, а также участками индивидуальных жилых домов, в перспективе подлежащих сносу в связи с реализацией положений Генерального плана. Непосредственно с территорией граничат парк культуры и отдыха «Бугринская роща» и объекты обслуживания общегородского значения (лыжная база, пляж).
Остальная часть территории не освоена и покрыта естественным ландшафтом.
Экологическая ситуация
В составе городской экологической системы территория представляет собой пойменную часть реки Оби и имеет большой потенциал для создания оригинального природно-культурного ландшафта. Она имеет вид сети, с равномерно распределёнными по площади «ячейками природы», включающими все компоненты естественных ландшафтов – леса, озёра, луга, лощины, возвышенности, заводи. Участок имеет крутой рельеф местности в западной части, остальная часть не имеет больших перепадов высот.
Климат Новосибирска – резко-континентальный. Для него характерны резкие колебания температуры. Средняя температура января равна -19˚ C. Средняя температура июля – +18˚. Осадков выпадает от 300 до 450 мм в год. Абсолютный минимум температуры – -55˚ C. Абсолютный максимум температуры – +40˚ C. Преобладает ветер юго-западного направления. Большое разнообразие в климатические особенности вносит огромное количество озёр и рек разной величины, болота и озёра, испаряющие значительное количество воды. Определённую роль в климатообразовании играет и растительный покров, в известной степени увлажняющий атмосферу. Характер поверхности, открытость территории с севера и юга благоприятствует свободному проникновения холодного воздуха с севера и более тёплого – с юга. Горные массивы, расположенные к юго-востоку от Новосибирской области (Салаир, Кузнецкий Алатау, Алтай), обостряют фронты, изменяют пути циклонов, усиливают антициклональные явления и т. д., тем самым оказывая некоторое влияние на формирование климата соседней равнинной территории. Обилие солнечного тепла и света в течение вегетационного периода даёт возможность выращивать здесь основные сельскохозяйственные культуры, в том числе и плодово-ягодные.
1.1. Программа эффективного развития территории
Программой развития предусматривается шесть основных функциональных зон, где в качестве регионального ядравыступает спортивный центр с многофункциональной ареной на 15 тысяч зрителей,для поддержания экономической эффективности территории формируется бизнес-парк,в соответствии с наличием коммерческих функций появляется необходимость в жилых кварталах, а обогащение культурными, творческими и торгово-развлекательными зонами обеспечитинтерактивностьи динамичное функционирование территории и комплекса в целом.
Создание единой и целостной транспортно-пешеходной системы, включающей в себя улично-дорожную сеть (существующую и перспективную), главные пешеходные связи (бульвары, аллеи, эспланады) с обустройством безопасных и комфортных надземных и подземных переходов через скоростные магистрали и улицы районного значения – все это формирует доступную среду. Транспортно-пешеходная система объединяет планировочную структуру проектируемой и прилегающей к ней территории, а также обеспечивает доступность рекреационно-оздоровительных и физкультурно-спортивных зон набережной реки Оби (включая острова) с территориями проживания населения. Планируется размещение наземных и подземных автостоянок в зоне проектирования и реконструкции.Кроме традиционных для Новосибирска видов транспорта, рекомендуется нововведение – строительство монорельса,.
Определяющим принципом градостроительных решений является гармоничное взаимодействие человека с природной и искусственной средой и преобразование их в единое целое.Природно-экологический баланс обеспечивается путем защиты, сохранения, восстановления и дополнения существующей природно-ландшафтной системы. Экологический каркас состоит из трех компонентов – природные территории, реставрационный фонд и искусственные элементы, необходимые для экологического равновесия. Общественные открытые и закрытые пространства, сопровождающие все основные пешеходные маршруты, зоны отдыха и прогулок формируют скелет земельного участка. Вдоль транспортных магистралей и парковок предусмотрены зеленые буферные коридоры для защиты от загрязнений и шума.
Объемно-планировочная организация жилых, общественно-деловых, рекреационных и спортивных зон выполнена с учетом формирования архитектурно-выразительной панорамной застройки «Речного фасада» города. Все элементы многофункционального комплекса хорошо просматриваются с правого берега. Особый динамизм застройке придают линии высотного фасада здания гостиницы, которые разнесены на уменьшение интервалов к вершине, за счет чего достигается воздушная элегантность и завершенность ансамблевого ориентира для главной арены комплекса.
Заключается в слиянии существующей планировочной системы с бионическими формами, пластичностью, пространственной композицией окружающего ландшафта. Определенную роль играет цветовая гамма системы природных элементов. Голубая лазурь неба, массивы зелени, горизонтальная водная поверхность гармонично вписываются в задуманный объем комплекса. Композиция основных зданий здания выполнена в виде двух объемов, обеспечивающих технологическую и зрелищную функции. Искусственный холм (стилобат) с возвышающимися на нем двумя объемами создают непрерывный силуэт. Встроенная форма не выступает дизъюнкцией окружающей среде, а, наоборот, вытекает из самого ландшафта. Дизайн фасада подчеркнут горизонтальными элегантными кривыми.
Спортивный комплекс окружен зелеными парковыми зонами и водоемами. В летнее время они образуют открытые публичные пространства с фонтанами, лужайками для отдыха и амфитеатром для проведения концертов и других мероприятий. В зоне пешеходной доступности от арены расположен спортивно-развлекательный яхт-центр и культурно-выставочный парк с павильонами, небольшим театром и музеем современного искусства. Кроме того, проектом предусмотрено строительство торгового центра, расположенного в здании, соединенного с метрополитеном. Благодаря широкому диапазону функций, помимо спортивных мероприятий, парк предназначен для постоянного потока посетителей.
Схема центральных линейных связей была сохранена исключительно для пешеходов и велосипедистов, что, в свою очередь, обеспечивает удобное транспортное сообщение на пересечении линии метро со спортивной ареной. Спортивный комплекс окружен зелеными парковыми зонами и водоемами. В летнее время они образуют открытые публичные пространства с фонтанами, лужайками для отдыха и амфитеатром для проведения концертов и других мероприятий.
Благодаря своим впечатляющим размерам и пролетам, многофункциональная арена с тренировочным комплексом станет координационным центром парка. Плавный изгиб силуэта арены выделяется из городской среды и выгодно сочетается с природным ландшафтом и парковой зоной в прибрежной части Оби.