УСЛОВИЯ:
Проектная территория: город Барнаул Алтайского края. Проспект Красноармейский от пл. Победы до перекрёстка с ул. Никитина.
Описание проектного участка:
Просп. Красноармейский по категории является магистральной улицей городского значения 1 класса. Проектный участок представляет собой городское пространство, сформированное застройкой разных периодов, от дореволюционного, советского и постсоветского, до сегодняшнего дня.
Цель разработки проекта:
- размещение рекламных носителей с учётом существующей среды. Посредством рекламных носителей улучшить городскую среду, создать новые элементы городского ландшафта и благоустройства.
Основные задачи проекта:
- структурировать городское пространство;
- создать целостность восприятия городского пространства;
- сформировать объёмно-пространственную композицию сомасштабную человеку и городскому пространству.
ПРОБЛЕМАТИКА:
Анализируя проблему размещения рекламных носителей в городском пространстве, авторский коллектив столкнулся с вопросом, как вообще реклама взаимодействует с городом, как взаимодействуют участники городских процессов посредством рекламы.
Решая задачу, авторы пытались выявить закономерность взаимосвязей общественных институтов и точки сопряжения участников городских процессов.
Настоящая работа представляет собой поиск возможности сочетания интересов бизнеса, потребностей горожан и обязанностей администрации посредством размещения рекламных носителей.
В процессе работы, рассматривая проблемы с архитектурной точки зрения авторский коллектив пришёл к выводу, что самый эффективный способ решения общих проблем - это взаимодействие участников городских процессов по принципу коллаборации (процесс совмещения деятельности двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия. Как правило, этот процесс требует наличия руководящего органа, при этом форма руководства может быть и общественной при сотрудничества равноправных членов децентрализованного сообщества).
АНАЛИТИКА:
В настоящее время проспект Красноармейский представляет собой не приспособленное для комфортного пользования городское пространство со множеством проблем различного характера: низкий уровень и качество благоустройства, отсутствует городская навигация, полное отсутствие устройств для маломобильных групп населения (МГН), отсутствие уличной мебели и мест кратковременного отдыха, отсутствие чёткого зонирования по профилю улицы, низкий уровень организации безопасности, визуальное перенасыщение пространства рекламой и прочими информационными элементами.
Анализ существующей ситуации на предмет размещения рекламных носителей (РН) выявил неудовлетворительное состояние оформления и размещения РН:
- значительная часть объектов установлена хаотично, размер и ориентация не соответствует ситуации места;
- объекты выполнены в различном формате, размере и конструктивном решении;
- крупномасштабные объекты перекрывают объекты пространственного ориентира, мешают восприятию градостроительного композиционного решения, нарушают пространственную целостность;
- при размещении рекламных носителей не берётся во внимание благоустройство и озеленение городской среды;
- большинство рекламных носителей размещены по принципу «есть свободное место - можно поставить рекламу». Данный подход не позволяет сформировать комфортную городскую среду, нарушает структурность застройки. В связи с чем ухудшается эстетическое восприятие городской среды, восприятие объектов рекламы и считываемость информации;
- низкая культура исполнения и не соблюдение правил эксплуатации;
- низкое качество графического оформления размещаемой информации;
- во многих случаях рекламные носители не соответствуют ГОСТ Р 52044-2003 «наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», что в свою очередь ухудшает безопасность на дорогах и улицах города.
Стоит отметить, что предпринимаются попытки решить дизайн отдельных объектов. Но это абсолютно не решает проблемы в целом.
МЕТОДИКА:
В современных условиях при формировании уличного пространства и обустройства улиц необходим комплексный подход. В таком случае РН в «неустроенном» пространстве улицы, нельзя рассматривать как отдельную часть.
Градостроительные аспекты принципа размещения РН:
Типология застройки, ширина улицы, профильное зонирование.
В основу классификации зонирования закладывается тип застройки, принцип организации городской территории (площади, тротуары, скверы и т.п.), насыщение общественными функциями. В зависимости от вышеперечисленных факторов определяются приоритеты зонирования и в следствии определяется способ обустройства конкретного участка улицы.
По результатам классификации прорабатываются возможные варианты профилей и определяется принцип обустройства.
При определении границ функционально-планировочных участков учитывалась их основная функция, соблюдение целостности планировочных элементов (площадок, газонов) и визуальное восприятие пешеходом территории и расположенных на ней объектов. Границы участков определялись физическими и визуальными ограничениями пространства, фасадами зданий, кромками рельефа, границами зелёных массивов, абрисами пешеходных дорожек и т.п.
1) рекреационная (схема функционального зонирования);
2) площади перед торговыми центрами (схема функционального зонирования);
3) территории перед административными и социальными объектами (схема функционального зонирования);
4) территории перед общественными объектами, встроенными в жилые здания (схема функционального зонирования);
Детально определяется набор элементов рекламных носителей, малых архитектурных форм и пр. и требования к ним.
При проектировании улиц в зарубежных странах учитывается следующие элементы: проезжая часть, пешеходные дорожки (тротуары) с местами кратковременного отдыха, велосипедные дорожки, остановки общественного транспорта, места парковки, уличная мебель, элементы навигации, включая интуитивную, пешеходные переходы, обустройство улиц для маломобильных групп населения, уличное функциональное и архитектурное освещение и озеленение, включая ландшафтный дизайн.
Размещение рекламы в городе должно быть регламентировано. Информационное наполнение и рекламные носители не должны мешать восприятию уличного пространства, портить архитектурный облик зданий. Они должны нести информационный характер выраженный в эстетике или сочетать в себе информацию и практическую функцию по принципу коллаборации (фонарь-реклама). Таким образом реклама органично вписывается в среду.
Эстетически привлекательная, не «кричащая» реклама притягивает внимание, следовательно эффективность рекламы повышается.
«Кричащая» реклама уместна в случаях:
а) разовая - презентация;
б) краткосрочная - праздники, новый продукт на период пиар акции.
ВЫВОД:
При архитектурном подходе к размещению рекламных носителей возможно добиться гармонизации городской среды. Комфортная городская среда генерирует эмоциональное восприятие города, вызывает желание в нём жить, работать, заниматься творчеством, растить детей.
Однако проблему формирования гармоничного пространства не решить только отдельно стоящими рекламными носителями. Необходим комплексный подход в котором нужно рассматривать элементы благоустройства, уличной мебели, рекламу на фасадах зданий, в том числе вывески, витрины и входные группы.
Реализация настоящей концепции не изменит существующую ситуацию (реклама на фасадах, вывески, существующее ограждение трамвайных путей, остановочные павильоны, благоустройство) не приведёт к кардинальным изменениям. Формирование пространственной целостности и гармоничной городской среды возможно только при решении всех проблемных вопросов.
Реклама является неотъемлемой частью современного полиса. Поэтому к размещению рекламы, к её количеству содержанию нужно относиться скрупулёзно. Приоритетом должен быть не коммерческий интерес малой группы людей, а комфорт среды обитания для большинства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Настоящая работа не претендует на дизайн рекламных носителей и городской мебели. Она отражает идеологию оформления городского пространства, подход к проектированию городской среды, основные принципы определения типов рекламных носителей, согласно контексту ситуации.
Исходя из того, что практически любой объект городского пространства может быть рекламным носителем, при размещении рекламы в первую очередь приоритет отдаётся функциональным элементам городской среды, совмещёнными с функцией рекламоносителя. А уж потом дополнительно возможна установка рекламных конструкций регламентированных форматов в местах установленных согласно методу изложенного в настоящей концепции.