В качестве лесопаркового пояса предлагается понимать: часть пригородной зоны (пригородные городские леса, лесные парки, загородные парки, дачные поселки, а также сельскохозяйственные угодья и т.п.), прилегающая к административным границам населенного пункта.
В качестве лесопарковых территорий предлагается понимать:
В качестве особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны.
В качестве городского парка – структурный элемент системы озелененных территорий города, выполняющий рекреационные и архитектурно-художественные функции. Особенно велико его значение в плотно застроенных районах города, где имеется дефицит озелененных пространств.
Анализ мирового опыта и теоретических исследований позволил выявить факторы, влияющие на организацию лесопаркового пояса и характер взаимодействия природной и антропогенной систем по следующим аспектам:
Влияние социально-экономических факторов на развитие отношений территорий лесных парков – мест расселения: в структуре агломерации сформировались лесные парки функциональные зоны которых, не отвечают социальной ориентированности на современном этапе и требующие трансформирования.
Влияние систем расселения на размещение лесопарковых территорий: территорий лесных парков прилегающая к административным границам населенного пункта;
Влияние нормативных факторов на изменение площадных характеристик лесных парков: соответствие норм озеленения, которые изменяются в зависимости от численности населения площадь территорий лесных парков. Территории не отвечающие данным нормам требуют трансформирования;
Взаимосвязь ландшафтного фактора и стратегии развития систем расселения: лесопарковые территории приближенных к ядру агломерации и большим городам агломерации, вдоль транспортных магистралей формируются практически сплошные полосы непорядочной застройки с высокой плотностью населения, с максимальной антропогенной нагрузкой. Актуальными на данном этапе представляется разработка стратегии восстановления природных связей, которая могла бы превратить разрозненные участки в единый природный каркас.
Соотношение эколого-ландшафтных и социально-экономических факторов: переход от модели агрессивной техногенной и антропогенной экспансии к стратегии сбалансированного развития с принятием социально-экологических приоритетов.
Анализ мирового опыта и теоретических исследований позволяет рассматривать лесопарковый пояс в структуре агломерации в качестве комплексного, целенаправленного процесса преобразования территорий лесных парков в целях достижения требуемых параметров качества среды, включая изменение функционально-планировочных характеристик, трансформацию территорий и формирование комфортных социально-экологических условий.
Для решения поставленных задач представляется необходимым формирование градостроительной программы преобразования лесопаркового пояса. Анализ международного опыта подтверждает необходимость поиска принципов организации лесопарковых территорий в качестве фактора повышения их экологической, социальной и экономической эффективности.
На основе рассмотренного практического отечественного и зарубежного опыта организации лесопарковых поясов крупнейших агломераций и систем расселения были сформулированы общие теоретические принципы функционально-планировочной организации лесопаркового пояса: 1. Принцип поясного замещения; 2.Принцип перевода-замещения; 3. Принцип концентрации; 4. Принцип адаптации; 5.Принцип оптимизации транспортной доступности; 6. Принцип нормативного соответствия; 7. Принцип ужесточения нормативной базы.
2. Принцип перевода-замещения, который заключается в переводе территорий из одного статуса в другой, компенсируя прилегающими территориями соответствующему данному статусу (Большой Лондон, конурбация Рандстад, Большой Берлин, регион Иль-де-Франс, Московская агломерация).
3. Принцип концентрации, который состоит в том, что бы лесопарковые территории размещались непосредственно вблизи населенных пунктов, включая в себя наиболее ценные природные и культурные ландшафты, ценные биотипы и наиболее живописные места пригородной зоны (Париж, регион Иль-де-Франс, Большой Лондон, Московская Агломерация, Большой Берлин, агломерация Рандстад).
4. Принцип адаптации, который ориентирован на устойчивое сохранение и развитие территорий переведенных или предполагаемых для перевода в статус лесопарковых и особо охраняемых территорий (агломерация Рандстад, регион Иль-де-Франс, Большой Берлин, Большой Лондон, Московская агломерация).
5. Принцип оптимизации транспортной обеспеченности, который реализуется из российских и советских норм и разработок о положении транспортной доступности лесопарковых территорий. Все пригородные зоны, включая лесопарки, должны быть связаны с городом одним или несколькими видами общественного транспорта, обладающего большой провозной способностью. Затраты по времени на посещение ближних лесопарков не должны превышать 1 часа.
6. Принцип нормативного соответствия, который подразумевает соответствие достигнутых нормативных показателей, выведен исходя из российских методических разработок по нормам озеленения в планировке и застройке городов - 150-200м2 на человека для крупных и крупнейших городов, которые являются обязательными на территории Российской Федерации.
7. принцип ужесточения нормативной базы, который подразумевает ужесточение природоохранного статуса, охрану границ территорий лесопарков, сохранение и увеличение биотипов, природных и культурных ландшафтов (агломерация Рандстад, регион Иль-де-Франс, Большой Берлин, Большой Лондон, Московская агломерация).
Основная стратегия оптимизации лесопаркового пояса в границах екатеринбургской агломерации заключается в последовательном, комплексном преобразовании территории с различной дифференциацией функциональной насыщенности в структуре ядра, первого пояса и второго пояса агломерации.
В соответствии с общими принципами предложена теоретическая модель поясной планировочной структуры лесопаркового пояса крупнейшего города и его агломерации, позволяющая четко определить параметры лесопаркового пояса и выделить пояса с дифференцированными подходами к формированию функционально-планировочного и природного каркаса (рис.2).
В поперечном направлении выявлены пояса: контактный, промежуточный, переферийный. В качестве характеристики поясов, для каждого сформулированы функционально-планировочные типы. Природные особенности и характер использования территории определяет числовое разнообразие параметров определяемых поясов.
Контактный пояс (по функционально-планировочным критериям) –определяет границу с ядром агломерации. Контактному поясу придается исключительно важное значение, так как он призван восполнить недостаток мест отдыха внутри агломерации. Включает наиболее функциональную насыщенность. По характеру использования лесные парки трансформируются в городские парки, под действием сильной рекреационной нагрузки.
Промежуточный пояс рекреационный туризм, основной целью которого является отдых на природе, который может быть и активным (являясь разновидностью приключенческого туризма) и пассивным. К активным формам относят: пешие, конные и лыжные походы, альринизм, спелеотуризм, многие виды горных и водных путешествий. К пассивным формам относят: отдых в палаточных лагерях, походы, пикники, рыбалка, и сбор даров природы.
Периферийный пояс территории ценных ландшафтов взятых под охрану, с относительно нетронутой природой, охраняемых, заповедных и культурно-исторических территорий. Организация лесных парков как правило ориентировано на научный туризм, экологический туризм, культурно-познавательный туризм. Который содействует охране природных и культурно-исторических компонентов и обеспечивает активное социально-экономическое участие.
На основе научных трудов, ранее опубликованных проектных решений, концепции, современных тенденций, международной практики и существующих предпосылок по организации лесопарков, были выявлены общие принципы функционально-планировочной организации лесопарков (рис.3):
На основе научных трудов по функционально-планировочной организации городских парков, которыми занимались - Горохов В. А., Лунч Л. Б. Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина З.Н.и др. были выведены общие теоретические принципы функционально-планировочной организации городских парков. Стоит учесть, что функционально-планировочная организация городских парков вытекает из принципов по организации лесопарков, поскольку по функциональной и планировочной насыщенности городской парк тождественен зоне активного отдыха лесопарка. (рис.4):
Анализ мирового опыта позволяет рассматривать лесопарковый пояс в структуре агломераций и систем расселения как взаимосвязанную систему особо охраняемых и рекреационных территорий, которые подчиняются в своем развитии принципам территориальной организации, способствующие экологическому равновесию и развитию.
Сформулированные принципы и теоретическая модель лесопаркового пояса, лесопарков и городских парков позволяют дать рекомендации по комплексному преобразованию территорий лесных парков в целях достижения требуемых параметров качества среды, включая изменение функционально-планировочных характеристик, трансформацию территорий и формирование комфортных социально-экологических условий.
Во второй главе «Анализ Екатеринбургской агломерации в контексте функционально-планировочной организации лесопаркового пояса» рассмотрены основные проблемы организации лесопаркового пояса в структуре Екатеринбургской агломерации можно отнести следующие факторы:
В результате противоречий, между лесопарковым поясом и екатеринбургской агломерацией сформировались следующие конфликты:
Комплексный анализ факторов, влияющих на лесопарковый пояс екатеринбургской агломерации, характеризующий состояние природных объектов, условия жизнедеятельности населения и функционально-планировочные параметры преобразуемой среды, позволил наметить основные направления оптимизации.
В качестве основы организации лесопаркового пояса предполагается принять корректировку территорий лесных парков согласно нормам озеленения, наполненность востребованными функциями, соответствующей архитектурной и инженерной инфраструктурой в целях привлечения населения и повышения экономической эффективности территории и устойчивости экологического баланса.
На первом этапе выполняется корректировка площадных показателей норм озеленения лесных парков по отношению к численности населения.
На втором этапе предполагается распределение секторов на основе теоретической модели поясной планировочной структуры лесопаркового пояса крупнейшего города и его агломерации. Выделаются перспективные направления развития лесопарковых территорий в зависимости от природного, культурно-исторического и антропогенного потенциала территорий.
На третьем этапе выделяются активно используемые зоны лесных парков, которые находятся в пешеходной доступности от крупных жилых образований, требующих трансформации функционально-планировочной организации отвечающих условиям городских парков и относятся к кратковременному и ежедневному отдыху.
На четвертом этапе выделяются лесопарки второго и третьего пояса,
требующих трансформации функционально-планировочной организации отвечающих условиям природного, культурно-исторического и антропогенного потенциала территорий.
Учитывая существующий характер градостроительного освоения лесопаркового пояса, можно отметить сильную антропогенную и техногенную трансформацию лесопарковых территорий в центральной части агломерации и преобладание неосвоенных территорий периферийной части агломерации. В связи с этим представляется необходимым дифференцированный подход к определению организации хозяйственного использования лесопаркового пояса екатеринбургской агломерации основанные на «Методических рекомендациях архитектурно-планировочной организации мест загородного кратковременного отдыха», КиевНИИПградостроительства, 1980г.:
По хозяйственному использованию зона контактного пояса подразделяется на:
Активную зону (городские парки) – которая занимает 30% от общей площади территории лесных парков контактного пояса. Рекреационная нагрузка составляет от 70-100 чел/га. Благоустройство и оборудования территории по типу паркового. Дороги и площадки занимают до 25-30% территории.
Зону пешего отдыха – занимает 25%. Рекреационная нагрузка составляет 50-70 чел/га. Дорожно-тропиночная сеть составляет до 18-20% от всей территории.
Зона тихого отдыха – занимает 45% от общей площади контактного пояса. В данной зоне природная среда наносит следы урбанизации. Рекреационная нагрузка составляет 10-20 чел/га. Дорожно-тропиночная сеть занимает от 5 до 7% от всей территории.
Активная зона в структуре промежуточного пояса занимает около 20%. Рекреационная нагрузка составляет 50-70 чел/га. Дорожно-тропиночная сеть занимает 18-20% от общей площади.
Зона пешего отдыха занимает 45% от общей площади пояса. Рекреационная нагрузка составляет 10-20 чел/га. Дорожно-тропиночная сеть составляет от 5 до 7% от общей площади.
Зона тихого отдыха – составляет 45% от общей площади пояса. Рекреационная нагрузка составляет 5-10 чел/га, дорожно стропиночная сеть составляет не более 6%.
Зона активного отдыха занимает 10% от общей площади периферийного пояса. Рекреационная нагрузка составляет 20-50 чел/га. Дорожно-тропиночная сеть занимает 10-15%.
Зона пешего отдыха – занимает 45% от общей площади пояса. Ландшафт остается нетронутым в естественном состоянии. Рекреационная нагрузка – 1,5 чел/га.
В соответствии с рассмотренной стратегией предлагаются приемы формирования на примере Оброшинского и Московского лесопарков, которые по территориальному расположению попадают в зону контактного пояса:
Общая площадь двух парков составляет 1977,8 га, что укладывается в рекомендации.
Основные выводы и результаты
1. Анализ отечественного и зарубежного опыта формирования и организации функционально-планировочной структуры парковых и лесопарковых территорий позволил определить следующее:
2. Современные тенденции, приемы и механизмы регулирования организации лесопаркового пояса крупнейших городов и их агломераций позволили определить 7 общих принципов:
3. Рекомендации по изысканиям и проектированию лесопарков СССР, опубликованные ранее проектные решения, концепции, современные тенденции международной практики позволили сформулировать общие принципы функционально-планировочной организации лесопарков:
4. Определены общие теоретические принципы функционально-планировочной организации городских парков, поскольку по функциональной и планировочной насыщенности городской парк тождественен зоне активного отдыха лесопарка.
5. Выше перечисленные принципы легли в основу общей теоретической модели. Они раскрывают основные положения теоретической модели функционально-планировочной организациипарковых и лесопарковых территорий в структуре лесопаркового пояса, которые направлены на целенаправленное преобразовании территории и балансе природных и искусственных компонентов ландшафты. Это позволяет обеспечить эффективное использование природных территорий и повысить инвестиционную привлекательность, за счет упорядовачивания дифференцированно выявленных поясов по видам хозяйственного использования, благоустройства и районирования территории.
Для каждого пояса сформулированы функционально-планировочные типы хозяйственного использования, которые основаны на природных особенностях и характере использования территории, что определяет параметрв определяемых поясов.
Контактный пояс (по функционально-планировочным критериям) – определяет границу с ядром агломерации, средний размер контактного пояса по примеру рассмотренных аналогов варьируется до 20 км от центра агломерации. Контактному поясу придается исключительно важное значение, так как он призван восполнить недостаток мест отдыха внутри агломерации. По характеру использования лесные парки в данном поясе трансформируются в городские парки, принимая на себя основную рекреационную нагрузку, с обязательным сохранением природоохранного статуса.
Основной целью Промежуточного пояса является отдых на природе, который может быть как активным (являясь разновидностью приключенческого туризма), так и пассивным. К активным формам относят: пешие, конные и лыжные походы, альпинизм, спелеотуризм, многие виды горных и водных путешествий. К пассивным формам относят: отдых в палаточных лагерях, походы, пикники, рыбалка, и сбор даров природы. Размер промежуточного пояса варьируется от 20 до 40 (45) км от центра ядра агломерации.
Периферийный пояс охватывает территории на расстоянии от 50 км и более от центра агломерации, в него входят ценные природные и культурные ландшафты взятые под охрану, с относительно нетронутой природой, охраняемые, заповедные и культурно-исторические территории. Хозяйственная деятельность лесопарков должна быть ориентирована на научный туризм, экологический туризм, культурно-познавательный туризм, который содействует охране природных и культурно-исторических компонентов и обеспечивает активное социально-экономическое участие посетителей.
6. Анализ лесопарковых и парковых территорий на предмет соответствия или несоответствия существующего лесопаркового пояса Екатеринбургской агломерации позволил выявить основные проблемы, которые заключаются в следующем:
7. Определение основных характеристик и принципов функционально-планировочной организации лесопаркового пояса, лесопарковых и парковых территорий позволило сформулировать рекомендации к функционально-планировочной оргпнизации, которые заключаются в следующем:
[1] Московский лесопарк по проекту переведен в статус городского парка.