Образное моделирование. Проблемы композиционного мастерства (скачать)
Предисловие
Сегодня общество подошло к такой черте своего научно- технического и экологиче- ского бытия, когда вопросы выживания человечества становятся важнейшей про- блемой современности. Дан- ная ситуация требует разви- тия не только научного познания, но и перестройки логики мышления на гума- нитарные принципы созида- ния мира.
Цель гуманитарного мышления– стремление понять, Эвфорион, не для того, чтобы улететь от действи- тельности и стать мира- жом, а чтобы преображать саму действительность.
Это восходит к проблемам архитектур- ного творчества, ибо смыс- лом архитектуры является реальное, живое человече- ское содержание. Рассмотрение частной архитектурной темы связано с понятием индивидуального мироустройства и, в то же время, соотносится с решениями глобальных об- щечеловеческих задач.
Во всяком акте творчества автор исходит из самого себя. Построение идеи художественного произведения – это мо- мент диалога личности автора со своим другим «я». Уме- ние держать диалог внутри себя в будущем позволит спе- циалисту вести понимающий разговор с другой личностью, потенциальным заказчиком архитектурного объекта. Для потребителя архитектура выступает как материальное и смысловое воплощение его индивидуального мира. И здесь субъективные содержания личностей должны сойтись в ди- алоге. «Осознание того, что архитектор в своём творчестве создаёт новую пространственную модель бытийно-смыс- ловой реальности, вынуждает развивать в себе способность вживаться в разнообразные социальные, смысловые миры, переживать их как собственные»1. Отсюда возникает необ- ходимость формирования «участного»2 мышления. Это во- прос воспитания художественного чувства как надёжного инструмента восприятия себя и окружающего мира.
Сама реальность в различных её проявлениях является объектом для познания и импульсом для созидания. Чтобы разглядеть существенное во внешних обстоятельствах, не- обходимо выработать «избыток видения – это почка, где дремлет форма, откуда она развёртывается как цветок»3. Индивидуальное проникновение в смысл предмета позво- лит воплощение различных модификаций проявления су- щественного, что является частным случаем общего. Отсю- да следует, что в глубочайших основах формообразование предстаёт не только как субъективный процесс самовыражения автора, но и как специфический закономерный акт единства объективного и субъективного.
Архитектурное творчество рассматривается здесь не толь- ко как «открытие новых смысловых миров»4, а как иссле- довательская деятельность творческого метода создания собственного произведения, как осмысленный подход к процессу творения. «Эстетическая деятельность начинается тогда, когда рождение и построение идеи осмыслены самим творцом»5. Важность сознательного подхода творческой де- ятельности очевидна, ибо личность творца несёт ответствен- ность внутри социальной жизни. В понимании М. Бахтина
«сознавать – это знать своё бытие. И это значит – знать бы- тие другого – в одном акте»6. Всё это является основанием для создания новых путей вхождения в творчество, усвоения специальных методов деятельностного аспекта в преобразо- вании определённых эстетически значимых смыслов в цен- ность архитектурно-художественной культуры.
В данном пособии представлен материал учебного прак- тикума «Проблемы композиционного мастерства», который, в методическом отношении со статусом «эксперименталь- ного», способствует углублённому изучению композиции в контексте получения специальных знаний. Целью является развитие индивидуального языка в архитектурно-художе- ственном формообразовании, а также расширенное и наи- более логически последовательное рассмотрение осмыслен- ного подхода к собственному творчеству.
В качестве метода, акцентирующего внимание студента на сознательную деятельность и поиск оригинальной идеи, предлагается образно-композиционное моделирование архитектурной формы на основе изучения прототипов, в частности, неархитектурного характера. Здесь имеется в виду не подражательная передача сложных впечатлений от объекта, а раскрытие его феномена, обладающего смысловым зна- чением. Это достигается через аналитическую проработку материально-вещественных свойств прототипа и образное сформирование эмоционального отношения к нему. Однако, чтобы интерпретация соответствовала сущности явления, необходимы точное наблюдение и ясное мышление. На са- мом же деле, построение идеи любого произведения – это момент диалога личности автора со своим другим «я» от- носительно объекта-прототипа; «целостная форма обще- ния двух сознаний»7; это один из сознательных подходов в формотворчестве.
Материал излагается в ключе принципа «триединой целостности» построения формы, опираясь на методоло- гию гуманитарных знаний, рефлексивного, феноменоло- гического анализа, и во многом имеет характер авторской интерпретации. Представленная информация получена на основе авторских разработок, выполненных на кафедре
«Архитектура» при Ухтинском государственном техниче- ском университете. На рассмотрение вынесены работы, в качестве прототипов которых являются картины Марка Ша- гала. Для сравнения отобраны композиции двух периодов, представленных разным составом студентов. Картины со- провождаются комментариями. А также включены разделы, в которых прообразы связаны с конкретными личностями, городским пространством и этнической культурой.
В приложении представлена теория цвета с точки зрения гётеанизма (композиционно-феноменологического или научно-творческого метода познания действительности).