ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Дворец науки и техники школьников Санкт-Петербурга с комплексом плоскостных сооружений предполагается разместить на бывшей промышленной территории, ограниченной ул. Витебская Сортировочная, р. Волковкой и планируемой широтной скоростной магистралью.
Дворец науки и техники школьников с комплексом плоскостных сооружений должен создать условия для реализации всех видов и форм работы с детьми и подростками с целью вовлечения их в сферу научно-технического творчества и подготовке их к навыкам работы с высокотехнологичным оборудованием и спортивной техникой.
Согласно проектному заданию комплекс состоит из нескольких зданий:
музей науки и техники с универсальным залом на 500 мест и планетарием
учебно-лабораторный комплекс с радиостанцией и обсерваторией
столовая на 500 мест
гостиница туристического класса на 200 мест
спортивный комплекс, включающий спортзал, тренажерный зал, тир, бассейн для водно-технических видов спорта
крытая многофункциональная площадка для проведения соревнований по автомобильному спорту (кардодром и т.п.)
открытые площадки двух авиакордодромов, автокордодрома и автодрома, отвечающих международным требованиям проведения соревнований по техническим видам спорта.
Часть выделенной под строительство территории должна быть отведена под выставочно-хранительский центр Государственного музея истории Санкт-Петербурга, увязанный архитектурно и планировочно с комплексом Дворца науки и техники школьников. Проектирование выставочно-хранительского центра не входит в проектное задание.
ТРАНСПОРТНАЯ СХЕМА
Важной задачей проекта было решение удобной транспортной схемы доступности комплекса и проблемы безопасности для детей пешеходного пути от остановок общественного транспорта и ст. метро Волковская. Для обеспечения удобства и безопасности школьников пешеходный путь от станции м. Волковская организован без пересечения автомагистралей. Надземный переход через пр. Волковский, переходящий в пешеходную эстакаду через р. Волковка, делает путь минимально коротким (700 м) и максимально комфортными безопасным).
Основные автомобильные пути огибают участок по периметру, обеспечивая безопасность для пешехода и транспортную доступность:
южный обход – соединение ул. Стрельбищенткая с ул. Витебская Сортировочная, с мостовым переходом через р. Волковка.
На территории комплекса пути пешеходов и вспомогательные пути автотранспорта (пожарные проезды, загрузка и техническое обслуживание зданий) разнесены на разные уровни. Техническое обслуживание и загрузка осуществляется с проездов между зданиями через цокольные этажи.
ПЛАНИРОВОЧНО-АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Участок расположен в непосредственной близости от ж\д станции «Воздухоплавательный парк», что стало отправной точкой для создания концепции планировочного и архитектурного решения, которую мы назвали СПУТНИК:
семантически многозначно, отражает взаимосвязь времени и пространства, живой и неживой природы, истории и науки
понятно без перевода на многих языках мира
патриотично и рождает гордость за достижения отечественной науки
Территория делится на две части: «космос» (наука, техника) и «земля» (история), связанные единым композиционным решением по принципу радиально-концентрической композици. Объемы Выставочно-хранительского центра и Дворца науки и техники противоположны по эстетике. Если Выставочно-хранительский центр – земное тяжелое массивное здание, твердыня (крепость), то здание Дворца науки и техники – «стартующий звездолет», отрывающийся от «земли» и движущийся в космические просторы (к знаниям). Остальные элементы комплекса – «космические объекты» - галактики, туманности, звезды, планеты, астероиды, кометы, спутники.
Пространство между зданиями Выставочно-хранительского центра и Дворца науки и техники является общей пешеходной зоной.
Четырехэтажная открытая автопарковка, расположенная на восточной границе участка, работает на оба комплекса
Здание Дворца науки и техники подобно космической станции состоит из стыкуемых модулей (пищеблок, лабораторно-образовательные блоки, музей) и связано с планетарием и спортивно-техническим комплексом вертикальными и горизонтальными связями.
Планетарий диаметром 16 м заглублен в поверхность земли и окружен кольцом воды. Подземный переход между музеем и планетарием символизирует «кротовую нору» или «червячный переход» («туннель», дающий гипотетическую возможность путешествий во времени и пространстве).
Многофункциональная площадка накрыта геодезической оболочкой, обеспечивающей всепогодность и безопасность проведения мероприятий (безопорное пространство).
Радиальная пешеходная эстакада, связывающая основные здания комплекса, дает возможность наблюдать соревнования по картингу и автомногоборью с удобной перспективы. Пространство под эстакадой использовано для устройства питбоксов и вспомогательных помещений.
Размеры площадок для проведения кордовых соревнований соответствуют международным стандартам.
Здания, находящиеся в непосредственной близости от водоохранной зоны, оборудованы очистными сооружениями. Вдоль прибрежной зоны разбиты научный и ландшафтный парки.
Пешеходная зона между Выставочно-хранительским центром и Дворцом науки и техники ограничена с двух сторон круглыми площадями, одна из которых является «транспортными воротами» комплекса (остановка экскурсионных автобусов), а вторая – «пешеходными». Здесь и на примыкающем амфитеатроподобном спуске в парк науки могут проводиться различные мероприятия (концерты, выставки, собрания и т.д.).