Внешний облик музейного здания чаще всего выражает не специфику экспонатов, а идеологию «музея как общественного института и стратегию его позиционирования в городской среде, выражает собой идеал инородности, презентуя современное искусство не как что-то вечное или бесценное, но как «иное», не имеющее ни малейшего отношения к окружающей повседневной действительности» (М.А. Хрусталева)
Традиционно сложившаяся застройка Ходынского поля, с множественными имитациями округлых форм на наш взгляд необходимо было сломать. И это «что-то», стремительное, как молния, как тектонический импульс, выдвинувший из недр земли гористый остров, полный удивительных творений природы и человека.
Необычность формообразования обусловлена и очертаниями участка, застройки - это треугольник с протяженным основанием (ок.340 м) и небольшой высотой (ок.70 м). Северная сторона участка ограничена техническими проездами торгового комплекса, с юга предполагается автодорога отделяющая музей от парка.
Ограничение на использование подземного пространства заставило приподнять здание, освободив место под загрузочные и парковочные места, дополнительная парковка устроена вдоль дороги, под искусственно приподнятыми террасами парка.
Вертикальные коммуникации для экскурсионных групп и потоков людей входят в состав вестибюльной группы на уровне паркинга.
Второй этаж (отм. +6.000) отдан зоне С - это хранилища, складские помещения, архивы. А мастерские, остекленные со стороны эскалатора, позволяют заглянуть посетителям в мир творчества.
Чтобы создать единое пространство с парковой зоной, как перспективной экспозиционной составляющей придуманы транзитные коммуникативные мосты над дорогой, ведущие на третий уровень здания (отм. +10.000). Три входа – туннеля в завершении мостов, определяют направления зон для посещения. Обозначенные при помощи витрин и перфорации в наружных стенах входы, позволяют ориентировать посетителя: зона кафе, входная зона выставочного пространства, образовательная зона. В случае необходимости, этот этаж может работать локально в вечернее время, дополняя парковую зону.
4 - 6 этажи - выставочное пространство: внизу - временная выставочная зона, выше – постоянная экспозиция.
Экспозиционная практика двинулась в совершенно неожиданном направлении. Вместо развесок и витрин, тематико-экспозиционных комплексов и предметных натюрмортов, востребованными оказались динамичные интерактивные системы, включающие посетителя в экспозиционное действие, поэтому внутреннее пространство создано одним гибким укрупненным объемом, позволяющим создавать универсальность и многообразие сценариев работы экспозиционного пространства. Функциональные группы формируются на основе дифференциаций пространственной среды специальными конструкциями – передвижными перегородками.
Все служебные помещения ориентированы на северную сторону.
Пешеходные коммуникации, дополнены эскалаторами, траволаторами и центральным лифтовым блоком, которые соединяют шесть этажей здания, позволяя комфортно путешествовать по музею.
На 7 этаже расположены административные и технические помещения, а оставшиеся этажи высотной части предназначены для творческих резидентов, со смотровыми площадками, выходящими в сторону парка.
Особенность предложенной ситуации в том, что музейное пространство рассматривается как масштабный художественный объект, к которому вполне применимы термины искусства и современное искусство зависит напрямую от того, где оно живет и действует.