Современная школа в поселке Пригородный Кемеровского муниципального округа открыла двери в феврале 2024 г. Основная общеобразовательная школа на 250 учащихся была построена в рамках нацпроекта «Образование» по проекту, разработанному специалистами ГБУ «Проектный институт «Кузбасспроект»», за рекордный срок 10 месяцев. Школа заняла пустующий деградирующий участок в центральной части села, преобразив его облик и сформировав новый центр притяжения и активности. Таким образом реализация проекта была направлена на решение не только социальных вопросов, но и градостроительных задач.
Территория школы включила целый комплекс площадок, зоны спорта и отдыха с разнообразным благоустройством. Спортивная зона и площадки отдыха функционально разделены. Спортядро включает воркаут-площадки, беговые дорожки и поля и площадки для игры в футбол, волейбол и баскетбол. Решение детских зон призвано вызвать у детей интерес к обучению, получению новых знаний в увлекательной игровой форме. На обширной территории предусмотрены тематические зоны. Игровые площадки разделены по возрастам и имеют оборудование для научно-познавательной активности: МАФ, позволяющие изучать физические явления оптики, акустики, тренировать моторику, ловкость и вестибулярный аппарат. Благоустройство и оборудование позволяет проводить на площадках не только досуг и активные перемены для учеников младших классов, но и устраивать учебные занятия на свежем воздухе.
Благоустроенная территория и объемно-планировочное решение школы организованы таким образом, чтобы все жители поселка имели возможность пользоваться игровыми и спортивными площадками. Отличительная особенность школы – внутренний дворик, через который организован главный вход в здание. Такое решение позволило исключить доступ посторонних непосредственно на территорию учебного учреждения, не ограничивая использование прилегающей территории. Внутренний дворик-курдонер предназначен для тихого отдыха. Его благоустройство включает озеленение с разнообразным ассортиментом растительности и устройство скамеек на подпорных стенках, вписывающееся в общую концепцию архитектурно-художественного оформления.
Выбранная в ходе вариантного проектирования галерейно-кольцевая схема планировочной организации позволила удовлетворить все требования технического задания и создать удобную функциональную основу здания. Форма «каре» в плане здания создала компактную планировочную структуру и удобную взаимосвязь помещений. Еще одной «фишкой» стала наружная галерея-балкон в уровне 2 этажа по периметру внутреннего дворика школы с устройством выходов из кольцевого коридора-рекреации. Благоустройство внутреннего двора и галерея обеспечивают взаимопроникновение и взаимодействие интерьера и экстерьера, подчеркивая особенности планировочных решений и расположение школы в сельской местности. Большая площадь остекленных поверхностей обеспечивает наполненность школы светом и энергией. Необычное яркое решение интерьера коридора-рекреации создает ощущение радости, стимулирует активность.
Основная общеобразовательная школа предназначена для обучения начальных классов с 1 по 4 класс и обучения среднего звена с 5 по 9 класс в одну смену, здание приспособлено для пользования людьми с ОВЗ.
Внутреннее пространство школы функционально разделено на несколько блоков: входная группа с гардеробами; учебный блок начальных классов; учебный блок средних классов; спортивный блок; медицинский блок; столовая; блок библиотеки-медиатеки; актовый зал на 150 мест.
Входная группа имеет отдельные входы для начальных классов и средних, старших классов и раздельные гардеробы с индивидуальными шкафчиками.
Помещения начальной школы сгруппированы на 1 этаже. Все учебные кабинеты начальных классов оснащены оборудованием и мебелью, соответствующими возрасту и росту детей, учитывающими санитарно-гигиенические требования и особенности образовательного процесса. Для оформления кабинетов начальной школы дизайнерами проектного института были индивидуально разработаны декоративные панно (фотопечать на стеклотканевых обоях). Этот прием позволил придать учебным помещениям более неформальный вид, привлечь и заинтересовать маленьких школьников (рис. 4). Ученические классы запроектированы для традиционной фронтальной формы проведения занятий. Однако применение трансформирующейся мебели позволяет проводить занятия в разном формате, организовывать небольшие мероприятия, мастер-классы и т.д. Во всех кабинетах предусмотрены интерактивные комплексы со звукопроекционной техникой для реализации современных форм обучения.
Кабинеты среднего звена, предназначенные для проведения практических занятий по биологии, физике и химии оснащены специальными демонстрационными столами, приподнятыми на подиумы. Кабинет химии оборудован шкафом вытяжным для проведения опытов, а также лабораторными столами со специальным покрытием. Конфигурация, цвет и номенклатура мебели подбиралась индивидуально для каждого кабинета дизайнерами ГБУ «ПИ «Кузбасспроект»» в сотрудничестве с педагогами и поставщиками.
Помещения изучения технологий и трудового обучения: комбинированная мастерская по металлу и дереву, кабинет кулинарии и домоводства, мастерская по обработке тканей и технологии, расположены на первом этаже несколько обособленно от остальных учебных помещений. Это было продиктовано соображениями удобства эксплуатации, функционально-технологическими, противопожарными требованиями и требованиями безопасной эвакуации.
Функционально-планировочное решение медицинского блока, расположенного на 1 этаже, помимо стандартного набора помещений предусматривает кабинет логопеда-дефектолога и психиатра. Изолятор имеет самостоятельный выход на улицу.
Столовая школы рассчитана на125 посадочных мест для организации питания в 2 потока.
Спортивный зал размерами в плане 24×12 м расположен и на 2 этаже и предназначен для проведения общих физкультурно-оздоровительных, спортивных игровых занятий и оборудован специализированным инвентарем и снарядами. Неожиданное цветовое решение встретило горячую поддержку педагогов и учеников школы.
Помещения библиотеки-медиатеки располагаются на 2 этаже. Читальный зал рассчитан на 23 места, информационный центр – на 18 мест. Для самоподготовки с использованием персональных компьютеров предусмотрен информационный центр.
Актовый зал для проведение культурно-массовых мероприятий вмещает 150 посадочных мест. К дополнительным помещениям блока относятся артистическая, костюмерная, помещение для хранения музыкальных инструментов, звукорежиссерская.
Цветовые решения, принятые в интерьерах школы, и применение декоративных приемов в отделке соответствует особенностям визуального восприятия, функциональному назначению помещений [4], общей стилистике современных образовательных учреждений Кемеровского муниципального округа. Специализированные кабинеты, например, «Точка роста», оформлены по соответствующему бренд-буку с соблюдением всех требований и указаний.
Разработка проектно-сметной документации велась с применением технологий информационного моделирования (ТИМ), в процессе была проведена логичная увязка решений по размещению инженерного оборудования и дизайну помещений, количество коллизий и неточностей было сведено к минимуму, производить доработку и переработку проектных решений не пришлось.
Применение отечественных строительных материалов, в том числе производимых преимущественно в Сибирском федеральном округе позволило сократить транспортные расходы и время поставки строительных материалов и конструкций на площадку..
Проект общеобразовательной школа на 250 учащихся признан эффективным и включен в реестр повторно используемых проектов Кемеровской области – Кузбасса.
Технико-экономические показатели:
Отметка по парапету лестничных клеток: + 13,180
2. Этажность – 3 этажа
3. Кол-во этажей – 4 этажа
4. Площадь застройки здания – 3 852,0 м2
5. Общая площадь – 6717,66 м2
6. Площадь открытой террасы – 404,17м2
6. Общий строительный объем здания – 42457,49 м3
в том числе: