work-Проект памятника «Морская Слава земли Иркутской»
Проект памятника «Морская Слава земли Иркутской»
Номер в каталоге
1
Участвовал в
Рейтинг 2024
Раздел
Проекты
Номинация
АрхиАРТ
Награды
  • silv
Город постройки
Иркутск

Описание

Видео

ОБРАЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАМЯТНИКА  

Памятник «Морская слава земли Иркутской» запроектирован по инициативе Общественной организации «Совет ветеранов ВМФ города Иркутска». Проект мемориального объекта разработан и будет установлен на острове Юность в пойме реки Ангары. Реализация проекта памятника в 2025 году станет важным патриотическим и визуальным символом для жителей и гостей города, символом, отражающим вклад земли Иркутской в развитие государства и военные победы России.

Площадка для размещения архитектурно-художественных элементов памятника запроектирована в виде палубы корабля с консольной платформой над рекой Ангарой. Размеры площадки 15*40 м позволяют осуществление различных сценарных действий при проведении  общественных мероприятий на «палубе». Возможно проведение торжественных построений моряков всех поколений, мемориальные и городские праздники, а также театральные и музыкальные концерты под открытым небом.

Вертикальная стела памятника выполнена в виде корабельной мачты. Покрытие парусов из композитных панелей белого цвета позволят проецировать на них изображения «Андреевского флага», «Алых парусов» во время выпускных вечеров школьников и видеосюжеты морских баталий. Художественное и идеологическое содержание памятника «Морской славы земли Иркутской» подробно отражено в скульптурных рельефах, размещенных на горизонтальной стеле. Поручни площадки – палубы, лавки – кнехты и светильники – чайки отражают общую тему морской символики.

 

АРХИТЕКТУРА И КОНСТРУКЦИИ ПАМЯТНИКА

Часть площадки-палубы размером 15*22 м выполнена в виде подпорных стенок, а консольная часть в виде носа корабля с вылетом 18 м. Облицовка декоративных бортов выполнена из полимерных изделий Sibalux.

В конструкциях мачты 21 м, рей и раскосов применены конусные трубы со скрытыми сочленениями. Покрытия плоскостей парусов запроектированы с применением полимерных изделий Sibalux.

В конструкциях поручней используются тросы и талрепы, а лавочки для отдыха запроектированы  с применением опорной части в виде кнехтов. Такая морская стилистика помогает сформировать единый корабельный образ.

Отражающие плоскости наружных светильников созданы в геометрическом изображении чаек, а набор разновысоких стоек позволяет создать образ естественно-парящей стаи птиц.

         

СКУЛЬПТУРА ПАМЯТНИКА

На площадке – палубе размещена горизонтальная стела с 4-мя рельефами :

Рельеф №1 «ПАРУСНЫЙ ФЛОТ»

Рельеф отражает вклад Иркутска в развитие флота, начиная от учреждения Иркутского адмиралтейства, существовавшего в 1754-1839 годах и управлявшего морскими делами на 4 морях; через деятельность Российско-Американской компании, наибольшая активность которой приходится на первую треть XIX века и заканчивая деятельностью Н.Н Муравьева-Амурского и его соратников в середине XIX века по исследованию и укреплению восточных рубежей государства российского.

В центральной части рельефа расположено схематическое изображение города Иркутска первой четверти XIX века с Московскими воротами и церквями. Над ним – изображение Андреевского флага, в 1712 году утвержденного в качестве кормового, и в 1720 году – закрепленного Морским уставом Петра I.

Слева от изображения города – фигура чиновника в камзоле конца XVIII – начала XIX веков - стилизованная фигура, изображающая Александра Андреевича Баранова (1747 – 1819), предпринимателя, первого Главного правителя русских поселений в Северной Америке (1790 – 1818). В левой части вверху – изображение шлюпа на фоне американского берега и флага Российско-Американской компании, главное правление которой первоначально находилось в Иркутске.

Ниже – карта акватории Японского и Охотского морей и острова Сахалин – акватории, управляемой Иркутским адмиралтейством

Рельеф №2  «ПАРОВОЙ ФЛОТ»

Наиболее яркими страницами в истории парового флота Иркутской губернии являются русско-японская война 1904-1905 годов и развитие пароходств на сибирских реках и озере Байкал.

Рельеф отражает один из резонансных эпизодов войны с Японией - бой крейсера 1 ранга «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой 9 февраля 1904 года. В этом бою приняли участие жители Иркутской губернии Иннокентий Рыжков,  Алексей Охлопков, Прокопий Симбирцев, Алексей Белоусов, Василий Белоусов, Георгий Ячменёв, Иосиф Копылов и Терентий Макаров. На реверсе отчеканенной в честь этого боя медали изображены оба корабля.

Развитие гражданского парового флота в регионе было тесно связано с организацией пароходств на Оби, Енисее, Лене, Амуре и озере Байкал. Огромный вклад в развитие гражданского флота Сибири внесли иркутские купцы Николай Егорович Глотов с сыновьями Николаем и Константином. А также один из создателей Ленско-Витимского пароходства Михаил Александрович Сибиряков и его сыновья Александр и Иннокентий.

Рельеф №3 «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА».

В годы Великой Отечественной войны иркутяне сражались в составе всех фронтов и флотов.

Для Северного флота одной из наиболее значимых страниц явилась проводка союзнических конвоев. Ещё одной яркой страницей является неравный бой ледокольного корабля «Александр Сибиряков» с немецким крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года.

Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота  проиллюстрированы деятельностью флотской авиации. В её составе служил уроженец Иркутска дважды Герой Советского Союза Н.В. Челноков.

В боевых действиях на Черном море Герой Советского Союза лейтенанта В.Ф. Жукова, установил красное знамя на вершине Сапун-Горы в Севастополе 7 мая 1944 года, и отличился  Герой Советского Союза командир звена 2-й бригады торпедных катеров старший лейтенант Подымахина М. П.

Тихоокеанский флот особенно отличился на завершающем этапе войны, в боях против Японии. В ходе десантной операции на остров Шумшу совершил свой подвиг Герой Советского Союза Н.А Вилков, а в боях за корейский город Сейсин - Герой Советского Союза М. Н. Цуканова.

Барельеф №4 «СОВРЕМЕННЫЙ ФЛОТ».

В составе военно-морского флота России в настоящее время иркутяне несут службу на современных боевых кораблях:

Большой десантный корабль «Николай Вилков» проекта 1171 вступил в строй в 1974 году. Текущий бортовой номер - 081. Входит в состав 100-й бригады десантных кораблей Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота. Место постоянной дислокации — Владивосток

К-132 «Иркутск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей», входящий в состав Тихоокеанского флота.

Самолет СУ-30СМ «Иркутск» бортовой номер синяя «45» в составе 43-го отдельного морского штурмового авиационного Севастопольского Краснознамённого ордена Кутузова полка Черноморского флота.

 

Строительство памятника «Морская слава земли Иркутской» запланировано на 2025 год – год юбилея победы СССР в Великой Отечественной Войне.

Рельефы уже отлиты на заводе ООО ЛИТСИБ  (Красноярск).