work-Проект памятника «Морская Слава земли Иркутской»
Проект памятника «Морская Слава земли Иркутской»
Номер в каталоге
1
Участвовал в
Рейтинг 2024
Раздел
Проекты
Номинация
АрхиАРТ
Город постройки
Иркутск

Описание

Видео

ОБРАЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАМЯТНИКА  

Памятник «Морская слава земли Иркутской» запроектирован по инициативе Общественной организации «Совет ветеранов ВМФ города Иркутска». Проект мемориального объекта разработан и будет установлен на острове Юность в пойме реки Ангары. Реализация проекта памятника в 2025 году станет важным патриотическим и визуальным символом для жителей и гостей города, символом, отражающим вклад земли Иркутской в развитие государства и военные победы России.

Площадка для размещения архитектурно-художественных элементов памятника запроектирована в виде палубы корабля с консольной платформой над рекой Ангарой. Размеры площадки 15*40 м позволяют осуществление различных сценарных действий при проведении  общественных мероприятий на «палубе». Возможно проведение торжественных построений моряков всех поколений, мемориальные и городские праздники, а также театральные и музыкальные концерты под открытым небом.

Вертикальная стела памятника выполнена в виде корабельной мачты. Покрытие парусов из композитных панелей белого цвета позволят проецировать на них изображения «Андреевского флага», «Алых парусов» во время выпускных вечеров школьников и видеосюжеты морских баталий. Художественное и идеологическое содержание памятника «Морской славы земли Иркутской» подробно отражено в скульптурных рельефах, размещенных на горизонтальной стеле. Поручни площадки – палубы, лавки – кнехты и светильники – чайки отражают общую тему морской символики.

 

АРХИТЕКТУРА И КОНСТРУКЦИИ ПАМЯТНИКА

Часть площадки-палубы размером 15*22 м выполнена в виде подпорных стенок, а консольная часть в виде носа корабля с вылетом 18 м. Облицовка декоративных бортов выполнена из полимерных изделий Sibalux.

В конструкциях мачты 21 м, рей и раскосов применены конусные трубы со скрытыми сочленениями. Покрытия плоскостей парусов запроектированы с применением полимерных изделий Sibalux.

В конструкциях поручней используются тросы и талрепы, а лавочки для отдыха запроектированы  с применением опорной части в виде кнехтов. Такая морская стилистика помогает сформировать единый корабельный образ.

Отражающие плоскости наружных светильников созданы в геометрическом изображении чаек, а набор разновысоких стоек позволяет создать образ естественно-парящей стаи птиц.

         

СКУЛЬПТУРА ПАМЯТНИКА

На площадке – палубе размещена горизонтальная стела с 4-мя рельефами :

Рельеф №1 «ПАРУСНЫЙ ФЛОТ»

Рельеф отражает вклад Иркутска в развитие флота, начиная от учреждения Иркутского адмиралтейства, существовавшего в 1754-1839 годах и управлявшего морскими делами на 4 морях; через деятельность Российско-Американской компании, наибольшая активность которой приходится на первую треть XIX века и заканчивая деятельностью Н.Н Муравьева-Амурского и его соратников в середине XIX века по исследованию и укреплению восточных рубежей государства российского.

В центральной части рельефа расположено схематическое изображение города Иркутска первой четверти XIX века с Московскими воротами и церквями. Над ним – изображение Андреевского флага, в 1712 году утвержденного в качестве кормового, и в 1720 году – закрепленного Морским уставом Петра I.

Слева от изображения города – фигура чиновника в камзоле конца XVIII – начала XIX веков - стилизованная фигура, изображающая Александра Андреевича Баранова (1747 – 1819), предпринимателя, первого Главного правителя русских поселений в Северной Америке (1790 – 1818). В левой части вверху – изображение шлюпа на фоне американского берега и флага Российско-Американской компании, главное правление которой первоначально находилось в Иркутске.

Ниже – карта акватории Японского и Охотского морей и острова Сахалин – акватории, управляемой Иркутским адмиралтейством

Рельеф №2  «ПАРОВОЙ ФЛОТ»

Наиболее яркими страницами в истории парового флота Иркутской губернии являются русско-японская война 1904-1905 годов и развитие пароходств на сибирских реках и озере Байкал.

Рельеф отражает один из резонансных эпизодов войны с Японией - бой крейсера 1 ранга «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой 9 февраля 1904 года. В этом бою приняли участие жители Иркутской губернии Иннокентий Рыжков,  Алексей Охлопков, Прокопий Симбирцев, Алексей Белоусов, Василий Белоусов, Георгий Ячменёв, Иосиф Копылов и Терентий Макаров. На реверсе отчеканенной в честь этого боя медали изображены оба корабля.

Развитие гражданского парового флота в регионе было тесно связано с организацией пароходств на Оби, Енисее, Лене, Амуре и озере Байкал. Огромный вклад в развитие гражданского флота Сибири внесли иркутские купцы Николай Егорович Глотов с сыновьями Николаем и Константином. А также один из создателей Ленско-Витимского пароходства Михаил Александрович Сибиряков и его сыновья Александр и Иннокентий.

Рельеф №3 «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА».

В годы Великой Отечественной войны иркутяне сражались в составе всех фронтов и флотов.

Для Северного флота одной из наиболее значимых страниц явилась проводка союзнических конвоев. Ещё одной яркой страницей является неравный бой ледокольного корабля «Александр Сибиряков» с немецким крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года.

Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота  проиллюстрированы деятельностью флотской авиации. В её составе служил уроженец Иркутска дважды Герой Советского Союза Н.В. Челноков.

В боевых действиях на Черном море Герой Советского Союза лейтенанта В.Ф. Жукова, установил красное знамя на вершине Сапун-Горы в Севастополе 7 мая 1944 года, и отличился  Герой Советского Союза командир звена 2-й бригады торпедных катеров старший лейтенант Подымахина М. П.

Тихоокеанский флот особенно отличился на завершающем этапе войны, в боях против Японии. В ходе десантной операции на остров Шумшу совершил свой подвиг Герой Советского Союза Н.А Вилков, а в боях за корейский город Сейсин - Герой Советского Союза М. Н. Цуканова.

Барельеф №4 «СОВРЕМЕННЫЙ ФЛОТ».

В составе военно-морского флота России в настоящее время иркутяне несут службу на современных боевых кораблях:

Большой десантный корабль «Николай Вилков» проекта 1171 вступил в строй в 1974 году. Текущий бортовой номер - 081. Входит в состав 100-й бригады десантных кораблей Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота. Место постоянной дислокации — Владивосток

К-132 «Иркутск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей», входящий в состав Тихоокеанского флота.

Самолет СУ-30СМ «Иркутск» бортовой номер синяя «45» в составе 43-го отдельного морского штурмового авиационного Севастопольского Краснознамённого ордена Кутузова полка Черноморского флота.

 

Строительство памятника «Морская слава земли Иркутской» запланировано на 2025 год – год юбилея победы СССР в Великой Отечественной Войне.

Рельефы уже отлиты на заводе ООО ЛИТСИБ  (Красноярск).