Альманах о сакральной архитектуре и искусстве издается с августа 2023 года. На данный момент вышли два номера. Планируется, что «Слово и камень» будет выходить дважды в год.
Понятие сакрального искусства имеет более широкий смысл, чем понятие искусства литургического, и альманах не сосредотачивается исключительно на искусстве, напрямую связанном с христианским богослужением, однако делает акцент на нем как на основополагающем. Одна из главных тем издания — современное храмоздательство, его проблемы, открытия и достижения в этой сфере.
Копировать формы прошлых веков сугубо ради сохранения так называемой «каноничности» — это естественный для храмостроительства путь или тупик? Можно ли создавать при храмах своеобразные «буферные зоны», где светский невоцерковленный человек сможет побыть наедине с собой, прислушаться к своему сердцу, пережить опыт созерцания? Какой он, образ идеального храма? Эти и другие вопросы обсуждают на страницах альманаха архитекторы, художники, искусствоведы, философы, богословы. Авторы стремятся показать, как сочетаются универсальное и современное, спонтанность интуитивного озарения и методичность интеллектуального труда, легкость слова (логоса) и основательность камня (материи).
Являясь традиционалистским изданием и дистанцируясь от эзотерики, равно как и от радикальной новизны в подходах к сакральному искусству, альманах «Слово и камень» в то же время ориентирован на интеллектуальный и творческий диалог в потоке свободного духа. «Это диалог о том, как Дух Божий в красоте, любви, истине и свободе выражает себя в материи, в пространстве и времени, через человека, открытого этому потоку. Цель альманаха — представить попытку трезвого царского срединного пути, создать образ выражения живого осмысленного развития сакрального искусства на основе такой же живой Традиции», — подчеркивает главный редактор издания Дмитрий Остроумов, архитектор, магистр богословия, генеральный директор ООО «Прохрам».
Первый номер альманаха открывает беседа с Александром Корноуховым, признанным мастером мозаики, который делится мыслями о настенном изображении как органическом продолжении архитектуры. Свои взгляды на роль искусствоведа в мире сакрального искусства излагает Нина Квливидзе, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой теории и истории церковного искусства Московской духовной академии. О халтуре в росписи храмов размышляет протодиакон Алексей Трунин — священнослужитель и художник.
Тема подлинной Красоты и мнимой красивости раскрывается в триалоге: Александр Солдатов — Ирина Языкова — Дмитрий Остроумов. Будучи иконописцем, Александр Солдатов в последнее время занимается также проектированием храмов. В беседе он говорит о возможности отхода от привычной крестово-купольной схемы храма, о работе света в храмовом пространстве, о важности целостного видения, когда одним человеком или единой командой продумываются все составляющие проекта: архитектура, интерьер, иконостас, иконы, росписи.
Впервые в переводе на русский язык публикуется программное эссе «Эклектизм и единство языка» основоположника параметрической архитектуры — итальянца Луиджи Моретти. Об интеграции сакральных пространств в городскую среду, роли контекста и предпроектного анализа рассуждает Дмитрий Остроумов, а его коллега-архитектор Дмитрий Лысый, опираясь на ряд исторических примеров, говорит о предсуществующей среде как определяющем механизме формообразования.
Художник-монументалист Анна Верди в статье «Вневременное пространство» размышляет о храме как метафоре Вселенной. О возможностях присутствия скульптуры внутри православного храма на примере творчества Сергея Антонова рассказывает Анна Болотова. В номер вошли также научные статьи Ксении Образцовой («Византийская алтарная преграда: структура, символика, эволюция») и Ирины Стариковой («Византийское влияние на древнерусское певческое искусство: стабильность и развитие»).
Сакральное искусство и, в частности, архитектура невозможны без практики внутреннего делания, богослужения и богословского осмысления, чему уделено немало внимания во втором номере альманаха. Номер получился почти в два раза объемнее предыдущего, материалы в нем представлены в разном формате. Это беседа с композитором-минималистом Владимиром Мартыновым, большой разговор с лингвистом-востоковедом, исследователем сирийской христианской мистики Максимом Калининым, статья о богословии визуального символа доктора философии и богословия, архитектора Андрея Данилова и продолжающая ее статья о символизме в сакральном искусстве Дмитрия Остроумова.
О своем опыте, насчитывающем около трех десятков лет, рассказывает московский архитектор Алексей Мамонов, автор множества проектов православных храмов. Монахиня Силуана (Кузьмина), магистр архитектуры, развивает мысли, намеченные ею в телеграм-блоге @archiskarb — о «сказочности» и «былинности» в храмовом зодчестве, о проекте светореконструкции киевской Десятинной церкви, о том, что, «по сути, любое пространство можно сакрализовать».
В номере публикуются заметки Юрия Аввакумова, куратора выставки в московском музее ДПИ, посвященной творчеству архитектора Алексея Щусева. Михаил Веденёв, преподаватель МАрхИ, написал статью, посвященную архитекторам Древнего Египта. Вниманию читателя представлен перевод первой главы книги «Architektur Denken» («Думать об архитектуре») архитектора Петера Цумтора, известного своими сакральными объектами в Европе, а также небольшая вводная статья Анны Болотовой о Цумторе.
Также в номер включены рассуждения практикующих художников-монументалистов, занимающихся храмовыми росписями, — это Антон Дайнеко и Роман Аксёнов. Продолжает темы, затронутые в первом номере, монолог Александра Корноухова о процессе в монументальном искусстве, храмовой архитектуре, постмодерне и традиции.
Завершает номер статья о специальных проектах, посвященных храмовой архитектуре, в кураторской программе фестиваля «Зодчество». Это инсталляции «Образ света» (руководитель проекта — Андрей Анисимов, автор концепции и куратор — Дмитрий Остроумов) и «Архетип храма» (представлена мастерской «Прохрам» совместно с Советом по храмовой архитектуре Союза архитекторов России при поддержке архитектора Михаила Мамошина и компании Cladding Solutions).
Альманах будет интересен широкому кругу читателей: архитекторам (как состоявшимся мастерам, так и студентам), художникам, иконописцам, искусствоведам, всем, кто интересуется сакральным искусством и христианской традицией.