Цель проекта: создать уникальный объект промышленной инфраструктуры – Технопарк ДСК500, производство которого будет направлено на развитие современных площадок для инноваций и высоких технологий, образования, науки и исследований, на укрепление конкурентоспособных международных отношений. Новая точка притяжения, регионального и федерального уровня - отвечающая требованиям энергоэффективных международных стандартов и устойчивого развития.
Концепцией предусматривается:
-Снос «второстепенных» зданий и сооружений коммунально-складского назначения (некапитальные объекты);
-Реконструкция: здания производственного цеха, площадью 8 000 м2, двух административных зданий, площадью 6 000 м2;
-Модернизация блока основного здания, площадью 129 405 м2; переосмысление единого объекта, в пользу «деления» объема на отдельные блоки для удобства функционирования и проницаемости; формирование сценария функционального зонирования основных зданий, взаимодействие различных функций и «средоформирующих» пространств (зоны рекреации, «зимние сады», оранжереи), с возможностью гибкого трансформирования, и гармоничного взаимодействия; демонтаж железнодорожной ветки внутри здания;
-Благоустройство, с бережным сохранением ландшафтной уникальности территории вдоль озера Песьяное, с созданием рекреационной среды и новых общественных пространств для отдыха, безопасная пешеходная территории технополиса с благоустроенной набережной озера;
-Организация коммуникационного каркаса - как системы взаимосвязанных пешеходных маршрутов и транспортных связей для сотрудников, посетителей и гостей технопарка;
-Функциональное зонирование территории, насыщение дополнительными функциями, привлекательными для сотрудников, посетителей и гостей технопарка;
-Соответствие принципам устойчивого развития заложено в концепцию разрабатываемого проекта и обеспечивается комплексом мероприятий, таких как:
Адаптивная планировочная структура.
Гибкость пространственных решений – одна из ключевых составляющих предлагаемой концепции. Существующий объем здания делится на отдельные блоки, и внутри каждого блока предлагается свободная планировка, которая может трансформироваться и переоборудоваться в зависимости от потребностей арендаторов под офисы, демонстрационные и выставочные залы, производственные площадки и т.д. Это позволит создать крепкие социальные связи, сконцентрированные в одном месте, которые со временем станут катализатором инноваций.
Блоки в плане представляют собой преимущественно прямоугольную форму с шагом колон 24х12 в одноэтажных и 12х12 в многоэтажных. Площади блоков варьируется от 1850 м2 до 19 400 м2, по этажности от 1 до 5, высота по парапету от 9,5м до 22 м. В зданиях предусмотрены эвакуационные выходы с первого этажа непосредственно наружу. В многоэтажных блоках предусмотрены так же грузовые лифты, а в зонах для размещения «крупных производственных компаний» возможность размещения кран балки. В планировке производственных блоков, в качестве ядра, выступает инжиниринговые центры к котором примыкают производственные, административные и санитарно-бытовые помещения резидентов. Площади и взаимосвязи помещений вокруг ядра могут меняться: количество закрытых комнат может наращиваться, могут надстраиваться антресоли и т.д. Таким образом пространство может адаптироваться под производства различных типов с различными требованиями.
Фасадные решения подразумевают членения при помощи цветовых и светопрозрачных вставок. Колористика комплекса строиться на нейтральных серых тонах и на ярко-оранжевых акцентах вокруг основных входных групп и общественных зонах. Наружные стены выполнены из стальных сэндвич-панелей с вертикальной монтажной схемой. На часть из которых тиснением нанесены орнаменты деревянного зодчества характерные для исторического центра г. Тюмень. Внутренние стены так же выполнены из сэндвич-панелей.
В открытых и полуоткрытых пространствах сформированной улицы технопарка – «индустриальный лес», сохраняются существующие колонны и, по возможности, фермы. В зависимости от потребностей и предпочтений наличие таких конструкций позволит трансформировать пространство (организовывать навесы, закрытые помещения и т.д.) и создавать разнообразные урбанистические пейзажи производственного квартала.
-подбор устойчивых материалов;
Проектом предполагается применение материалов местных производителей, что позволит сократить выбросы углекислого газа при транспортировке. В зависимости от состояния (в соответствии с результатами обследований, и экономической оценки целесообразности) будет принято решение о сохранении конструкций, находящиеся в рабочем состоянии или о их демонтаже. Демонтируемые элементы отдаются на переработку и могут использоваться повторно на участке.
Предлагается использовать демонтируемые металлические листы внешних ограждений для формирования внешнего слоя фасадных сэндвич-панелей. Возможна организация производства панелей внутри разрабатываемого здания в составе первой очереди.
-использование альтернативных источников энергии;
Рекомендуется на последующих стадиях проектирования рассмотреть возможность применения солнечных панелей на крыше реновируемого здания. Такое решение обосновано с точки зрения климата: Тюмень – один из лидеров среди российских городов по количеству солнечных дней в году. Географическое положение позволяет достаточно эффективно использовать солнечную энергию.
-интеграция в существующую инфраструктуру;
Проект реновации предполагает деликатный подход к существующей инфраструктуре разрабатываемой территории. Предлагаемая концепция интегрирует в новый проект существующую железнодорожную ветку, объекты инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры прилегающей территории.
Проектные предложения
В планировочном решении сохранена проекция всех вертикальных и горизонтальных осей колонн, которая позволит принять решение либо о сохранение существующих колонн, сохранении и реконструкции c частичном демонтажем и заменой, либо о полном демонтаже.
Одной из основных задач при разработке генерального плана стало создание комфортной и безопасной среды, как для работающих, так и для посетителей территории технополиса (технопарка).
Учитывая, что основная функция на проектируемой территории - производственная, было необходимо разработать функционально-планировочную структуру, предусматривающую раздельное движение грузового и специализированного транспорта, личных автомобилей и пешеходов.
Для выполнения этой задачи было принято решение, разделить территорию существующего здания проездами и пешеходными улицами, с учетом существующей сетки колонн, сформировав новые «кварталы»-кластеры, состоящие из отдельных блоков объектов схожего функционального назначения. Это дало возможность обеспечить все необходимые мероприятия по пожарной безопасности каждого блока и территории в целом, исключить проблемы освещенности и проницаемости.
Предусмотрено устройство двух въездов/выездов на территорию технополиса с улицы Домостроителей – «Западного» и «Восточного». «Западный въезд» предлагается использовать только для въезда/выезда легкового автотранспорта, с "Восточного въезда» предлагается организация подъезда грузового и легкового автотранспорта с последующим разделением транспортных потоков.
Учитывая расположение с восточной стороны участка проектирования действующего предприятия, имеющего санитарно-защитную зону, было принято решение о размещении с восточной стороны основных крупных производственных кластеров. Это позволило сформировать вдоль восточного фасада зону разгрузки/погрузки, с возможностью временной стоянки грузового автотранспорта. Данная зона является закрытой, оборудована КПП и имеет ограничение по въезду.
Заезд автотранспорта в эту зону осуществляется с проезда общего пользования, пролегающего от улицы Домостроителей. С «Восточного въезда» так же обеспечивается подъезд на парковки личного автотранспорта и доступ к сохраняемой застройке в южной части участка.
«Западный въезд» позволяет въехать на территорию работающим и посетителям на легковом автотранспорте, с него осуществляется доступ на парковки, предусмотренные в северной и западной частях участка.
По западному и центральному проезду предлагается организовать закольцованный маршрут внутреннего общественного транспорта (шаттлы), который будет обеспечивать связь от остановок городского общественного транспорта на улице Домостроителей с местами приложения труда и зонами отдыха на территории технопарка. На маршруте предлагается организовать пять остановок, для подвижного состава предлагается использовать электробусы малой вместимости.
В южной части участка, примыкающей к озеру Песьяное предусмотрено создание открытой пешеходной зоны, с тематическими площадками, летними кафе и благоустроенной набережной с лодочной станцией. Для безопасного движения пешеходов через сохраняемую железнодорожную ветку предусмотрено создание пешеходного перехода в виде видового «парящего» моста, выполняющего функцию живописного маршрута. Вход на пешеходный мост будет доступен также и для маломобильных групп населения.
Главной идеей организации благоустройства является органичная взаимосвязь проектируемой территории технопарка с окружающим пространством.
Для полного раскрытия потенциала данной территории используется пешеходный переход с видовой площадкой на озеро, который привлечет своим необычным решением жителей города и работников технопарка, «парящий мост» – это главный композиционный центр, который формирует логичное завершение территории и связывает ее части, разделенные существующей железной дорогой.
Вход на кольцевую часть предусматривается непосредственно с главных тематических площадок по наклонной части петли, а также с набережной, посредством лестниц.
Данное решение позволяет создать единый коммуникационный каркас и обеспечить последовательное раскрытие территории для посетителей.
В проекте благоустройства используется линейное озеленение из 3 типов зелени для художественного отображения задуманной концепции. Зеленые насаждения представлены в виде низких газонов с цветочными композициями, рулонных и естественных газонов. Дендрологический каркас составляют высокорослые и низкорослые деревья, а также деревья в кадках.
В планировке выделяются три тематические площадки, связанные перпендикулярными дорожками и посадками газонов. Площадки предусматривают расположение зон коворкинга, спортивного оборудования для воркаута и оборудования для проведения массовых мероприятий. Каждая площадка оборудована малыми архитектурными формами и артобъектами.
Вдоль набережной расположены сезонные кафе с видом на озеро, лодочная станция для проката водного оборудования в тёплое время года, шезлонги для отдыха и прогулочные дорожки.
В вечернее время каждая зона и основные пути передвижения выделяются с помощью освещения, что помогает посетителям ориентироваться на территории в любое время суток.
Проектные предложения. Перспектива
Предлагаемая реновация территории ДСК 500, обеспечит миграционный поток жителей из центрально ной части Тюмени, создаст новый центр, притяжения- включающий как рабочие места, так и места проведения досуга. Что повлечёт за собой градостроительное развитие этого сектора города. Мы предлагаем мысленно представить, как может он выглядеть в недалеком будущем.
Проектом предлагается создание нового инновационного городского центра, центра коммерческой, социальной и производственной активности города, драйвера для освоения прилегающих бросовых территорий, развития туристической составляющей и города в целом.
Проектируемая территория состоит из двух частей, южной и северной.
В северной части предполагается сосредоточение общественной и жилой функции с организацией площадей и мест отдыха для работающих и жителей.
Южная часть отдана под производственно-научные цели, как место передислокации разбросанных по территории производственных объектов, а также для строительства инженерных сооружений.
Реализация данного проектного предложения повлечет за собой приток инвестиций, развитие города, создание мест приложения труда, а также позволит отработать подходы к проектированию в условиях резко континентального климата.