В процессе нашей жизнедеятельности в наших головах всегда возникает огромное количество идей, которые требуют времени, инструментов и, что сегодня для нас важнее, места для своей реализации. Это может быть строительство нового здания, съем офиса, работа на дому, но это не всегда представляется возможным. И тогда, человек обращается к гаражу. Место, где шум никому не мешает, и нет большой арендной платы.
Такие индивидуальные пространства, бывшие предметом роскоши для советского человека, ветшают и утрачивают без того мизерную эстетическую составляющую. Отсутствие гуманной инфраструктуры и благоприятного расположения гаражных агломераций являются основной проблемой их существования в современном городе, вследствие чего создается гнетущая и заброшенная среда, даже несмотря на исключительную занятость населения в этом секторе.
Согласно статистическим данным социальных исследований “Хамовники” В 2016 году в «гаражную экономику» вовлечены в среднем 15% трудоспособного населения крупных, но небогатых городов России. Но вся эта деятельность незаконна. Согласно норме, п. 1 ст. 123.1 ГК РФ ГСК — некоммерческая организация, членом которой становится каждый владелец гаража, создается для удовлетворения материальных потребностей членов кооператива и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Отсутствие прав на различную деятельность и свободу в гаражном кооперативе лишает интереса в реализации своих идей потенциальных мастеров и стартаперов.
Логика проектного решения исходит из проблематичной реализации частных коммерческих организаций на территории ГК, ведь если будет осуществляться коммерческая деятельность, то и так едва сводящий концы с концами кооператив должен будет платить дополнительные налоги.
Решение - создание принципиально другого гаражного кооператива, функционально дисперсного и общедоступного, только поднятого над старым кооперативом, но имеющего с ним неразрывную связь. Такой комплекс может стать новым объектом притяжения населения, не создающим, при этом, неудобств существующему гаражному кооперативу.
Проиллюстрировать задумку поможет план организации такого кооператива на месте ГК «Которосль».
Площадь участка - 28,4 га. ГК «Которосль» насчитывает 630 гаражей. Площадь застройки в проектируемом ГК – 15 м2. Она считается из суммы площадей колонн, на которых основывается проектируемый комплекс. Общая площадь комплекса, над гаражами – 5800 м2, в которые включаются 70 боксов, разбитых на определенные типы: индивидуальный, хостел, теплица, мастерская, спортивный, кафе, бар, студия. Все девять типов выступают в качестве основных возможных индивидуальных потребностей для человека, которые можно адаптировать под себя, под свои интересы. Это всего лишь попытка дать свободное пространство под реализацию либо своего досуга, либо своей деятельности.
Разрабатываемый новый гаражный кооператив созависим от гаражного кооператива внизу, так как существующий кооператив уже задает модульную сетку для расположения новых боксов. А левитирующие пешеходные транзиты подстраиваются под композиционное расположение зависших новых боксов. Количество боксов учитывалось согласно расчётам, через пропорциональность численности населения города и количества гаражей.
Неиспользуемые гаражи учитывались для возможного расположения новых боксов, которые могли бы быть связью между старым кооперативом и тропинками над гаражами.
Во избежание, избыточной массивности нависших ячеек в их архитектурно-художественном облике заложен эффект легкости, за счет формы и материалов. Вылетевшая «запрещенная» функция нижнего гаража превращается в его дух, постепенно исчезающий в небе – именно поэтому основным цветом в решении фасада стал белый. Но внедрение в бокс инородной формы, облицованной кортен-сталью, добавляет объектам композиционной завершенности и связи, с потихоньку умирающими старыми гаражами. Контрастный массивный элемент будто удерживает душу гаража на месте, не давая ей вернуться в старую оболочку. Зависшие в воздухе ячейки оплетены паутиной пешеходных разноуровневых связей. Новые ячейки не от кого не зависят и могут располагаться выше или ниже друг относительно друга. А основание нового бокса в виде перевернутой двускатной крыши становится местом размещения инженерных коммуникаций.
Получается, то, что для старого было верхом, для нового становится низом. Такая парадоксальность подчеркивает идею отражения новой архитектуры в сложившейся старой застройке.
В настоящий момент существуют предложения по реновации территорий гаражных кооперативов. Но большинство из них предполагает уничтожение уникального русского гаражного феномена и может стереть сложившийся «культ гаражиста».
Для нас важным было сохранить этот уникальный микромир, расширив его и дополнив новыми площадями. Мы выдвигаем предложение по созданию нового «гаражного кооператива», отличного от сложившегося типа. Где все дополнительные, не гаражные функции располагаются над сложившейся структурой кооператива, не уничтожая ее, а консервируя, давая ей спокойно дожить свое время.