Создание детской игровой зоны в инновационном образовательном комплексе нового образца – задача амбициозная и нетривиальная. Помимо того, что нужно следовать современным тенденциям в организации детских площадок, соответствовать нестандартному подходу к образованию в «школе будущего», требуется учитывать и имеющиеся ресурсы для их реализации в регионе. Местом для строительства образовательного комплекса был выбран город Иркутск, а появление в нем комплекса «Точка будущего» задало новый уровень для объектов образования в целом и детских игровых зон в частности.
Необходимым условием техзадания от заказчика было использовать игровые элементы индивидуального изготовления, избегая типовых решений. Не менее важным было привлечь местных проектировщиков и изготовителей, которыми стали иркутское Агентство развития территорий «Градостроительная школа» и группа компаний «Палп-Норд».
Так создание образовательного комплекса «Точка будущего» в Иркутске стало прорывом не только для сферы образования и строительства школ, но и для тех, кто работает с игровым оборудованием. Раньше жителям регионов были доступны только детские площадки из каталогов российских производителей, и на момент проектирования только три изготовителя по всей России обладали необходимыми сертификатами соответствия. Благодаря же предложенному подходу удалось избежать типовых решений и силами местных производителей создать уникальный набор детских площадок, дополняющих образ образовательного комплекса будущего.
Тематика, стилистика и наполнение каждой из площадок, а также сценарий игры продумывались на этапе эскизного проекта. Далее все элементы «присаживались» на площадки, задавались их габариты и основные материалы. Команда конструкторов и консультантов по нормативам к детскому оборудованию занимались разработкой рабочей документации, проекты элементов оборудования подгонялись под ассортимент изготовителя, конструктивные решения унифицировались, разрабатывалась техническая документация для получения необходимых сертификатов на соответствие. Всего в рамках проекта было разработано 58 уникальных элементов, 28 из которых успешно прошли сертификацию.
В результате детская игровая зона образовательного комплекса состоит из 10 отдельных игровых площадок, различающихся по форме и выбранной стилистике. Оформление и тематика площадок воспроизводят уникальное природное разнообразие Байкальского региона, городскую среду в мини-формате, экспериментарий на открытом воздухе, физические явления и сказочные мотивы, пространства для ручного труда и освоения новых профессий. Поэтому, в зависимости от выбранной темы, на одних площадках активно используется искусственный ландшафт в качестве основного игрового элемента, на других — сложносочиненные игровые комплексы футуристичной формы, механизмы и приспособления, традиционные и фантазийные формы, отсылающие к той или иной истории.
На каждой площадке присутствует навес и место для группового сбора, есть пространство для активных игр или спокойного времяпрепровождения. Игровое оборудование подобрано с учетом развития как физических особенностей ребенка (вестибулярный аппарат, ловкость и физические навыки), так и мелкой моторики, тактильных ощущений. Важной функцией является способствование развитию воображения и любопытства, наблюдательности и фантазии. Инклюзивность — одно из необходимых требований для игровых пространств, поэтому дети с особенностями развития могут играть на этих площадках на равных правах с остальными ребятами. Здесь нет и разделения по возрасту: на каждой площадке предусмотрено оборудование от 3 до 12 лет, чтобы малыши могли чему-то научиться у детей постарше, а те, в свою очередь, могли присматривать за младшими.
На площадке «Волны» предлагается почувствовать себя покорителем сурового моря, перебегая через искусственный ручей до рыбацкого кораблика и «островков» по корягам и речным камушкам — традиционным элементам байкальского побережья. Дети могут играть с водой, направляя ее потоки, пробираться сквозь препятствия и изучать строение корпуса корабля, а любители побыть в тишине — сидеть на «берегу» и наблюдать за активными действиями «на море».
На площадке «Валуны» главным объектом для игр является большой зеленый холм. Он имеет разный характер склонов: каменистые и крутые, пологие и мягкие травянистые, ярусные ступенчатые. Укрепление склонов выполнено из деревянных бревен. Спускаться и подниматься по холму можно разными способами: от легкого по пологому склону и ступеням до сложного — по горкам и лазалкам с препятствиями. Здесь каждый может выбрать маршрут по своим способностям: вокруг много свободного места для разгонов и спусков.
У детей богатое воображение, поэтому зачастую не нужно им что-то диктовать или придумывать за них, чем заняться. Отражением такого подхода стала площадка «Бурелом», состоящая из хаотично разбросанных бревен. По кругу площадки выстроен маршрут из бревенчатых препятствий с ключевым комплексом — деревянными гнездами на возвышении. Из раскиданных бревен можно собирать и строить свои фигуры, а потом их ломать и собирать заново. В этой площадке бревно — не статичный, а очень хаотичный элемент, даже брусья в стенах павильона не стоят на месте, а крутятся вокруг своей оси, как скалки. Это заставляет детей больше трогать, двигать, щупать, крутить, передвигать — и составлять все по-своему.
Наконец, площадка «Орбита», которая представляет собой уменьшенную модель Солнечной системы, выполнена в цветных покрытиях, где планеты — выступающие полусферы, а Солнце — объемная резная скульптура, вокруг которой все крутится. Расположение игровых элементов совпадает с расположением планет и их спутников, а также делает отсылку на характерные их свойства. Это помогает детям больше узнавать об устройстве космического мира и буквально прикоснуться к недоступным простому человеку далеким небесным телам. Оборудование крутится, вертится, жужжит и перекатывается. А навес на площадке — футуристичная обсерватория, пронизанная светом от проникающих внутрь солнечных лучей.
Лучшим подтверждением, что игровые площадки успешно выполняют поставленные задачи, является признание родителей учеников, что дети не хотят уходить отсюда домой и даже просятся поиграть сюда в выходные. «В воскресенье школа не работает, двери закрыты, придется нам остаться дома», — говорит мама. «Ну и что, площадки-то все равно открыты», — отвечает сын.