Постановка вопроса:
Проблема типовых зданий школ, особенно, когда они начинают появляться в одном городе повсюду - отсутствие уникальности и своего характера. Нужна ли уникальность и свой характер каждой школе? Ответ очевиден – конечно!
В исходных данных - типовой, а значит «никакой», без своего «лица» и «характера», проект. Мы решили, что подход «накрасить лицо» бесхарактерному зданию не решит проблем. А как показать характер? И что есть характер школы?
Характер школы – это не цвета стен, формы зданий и лозунги на плакатах – это, прежде всего особая атмосфера, созданная деятельностью, активностью, настроением, мотивацией, отношением и определенными типами социальных взаимодействий непосредственно тех, кто является частью этой школы. Мы не всегда понимаем, какой характер у школы сегодня и, тем более, какой он будет в будущем. Это изменчивое явление, которое часто закамуфлировано за искусственно оформленными внешними атрибутами.
Проектные решения:
Архитектурно-дизайнерская задача на наш взгляд – создать условия, а где-то спровоцировать более явное проявление того самого характера школы. Пусть школа смело излучает его во вне.
Мы создали вокруг школы несколько многофункциональных пространств, которые создают или запускают процесс наполнения пространства действия:
- на территории вдоль главного фасада у нас появился амфитеатр, с террасными полукруглыми уровнями и углубленной чашей с покрытием из резиновой крошки. На этой площадке можно проводить свободно время, кататься на роликах, играть в коллективные игры, провести урок под открытым небом, устроить театральное представление, а также использовать большой диодный экран, на который ориентирован амфитеатр и который хорошо видно при движении вдоль улицы. При этом за экраном организована площадка-беседка на отметке +4,200, с лестницей. На неё можно попасть и из спортивного зала.
- внутри двора появились многофункциональные объекты, своеобразные планеты - беседки, которые связаны между собой. Можно устроить качели и сетки-лазалки под беседками, а пространство внутри беседок использовать как для игр, так и для образовательных процессов.
- пространства всех площадок-беседок свободны и представляют из себя пространства действия, в котором можно реализовать различные активности и проекты. Например свить гигантское гнездо, или проводить уличную йогу, или залить зимой каток, или придумать на основании пространства новую игру, или проводить уроки пения open-air, или… (продолжите список).
- также во внутреннем дворе над выходом из школы мы организовали озелененную кровлю с теплицами, на которую можно выходить из коридора 3 этажа. Хорошая возможность проводить занятия и проекты в теплицах, практически не выходя из школы. Теплицы дают возможность для практических натуральных занятий.
Мы максимально упростили непосредственно отделку данного типового здания – мы его просто красим в белый – цвет и образ чистого листа, мы не знаем, что на нем будет написано. При этом, вдоль всего главного фасада появилась пространственная конструкция в виде структурной решетки. Эта решетка не примыкает непосредственно к фасаду, она выглядит как некая структура с незаполненными ячейками. Получается, мы не трогаем изначально заданное здание, оно как статичная основа-ядро школы, без него невозможно существовать. Мы добавляем трансформируемые по смыслу, вариативные с функциональной точки зрения возможности. Также на главном фасаде появился вертикальный цветосветовой акцент с номером (или логотипом) гимназии.
В результате получилась асимметричная композиция главного фасада (жесткие оси симметрии, выраженные вертикали – все это смыслы слабо связанные с современными принципами образования), через структурную решетку просматривается здание-ядро, на фоне решетки кипит жизнь, а на экране можно увидеть дополнительный контент.
Другими словами, предлагаемые решения позволяют школе расширить свои деятельностные возможности, наполнить жизнью прилегающую территорию, выглядеть современно, а также видеть самим и открыто транслировать другим свой характер.